Чувство дома: жизнь приемных семей и их детей в России


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Приемные семьи в России: как подготовиться и поддержать ребенка-сироту в новой жизни

В России последние несколько лет активно развивается институт приемных семей. Однако решение принять к себе ребенка-сироту — это не только шаг в новую жизнь, но и большая ответственность. Что ожидает будущих родителей, как их к этому готовят и кто может поддержать — в материале «Известий».

Выход из тени

За последние 5–10 лет институт приемных семей в России претерпел заметные изменения. Многие эксперты называют этот период временем выхода из тени темы замещающего родительства, рассказала психолог благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Туманова-Мачинская.

— Еще 15–20 лет назад в обществе сохранялась практика «тайны усыновления» — родители предпочитали скрывать от ребенка и окружения сам факт усыновления или опеки. Это было связано с высоким уровнем стигмы: считалось, что усыновление — тема закрытая, о которой лучше не говорить. Сегодня ситуация постепенно меняется, — поделилась Туманова-Мачинская.

По ее словам, государство, НКО и профессиональное сообщество психологов проводят семинары, тренинги, общественные лекции, где подчеркивается, что «тайна усыновления» часто вредит ребенку и семье, формирует у детей чувство вины и «исключенности».

Справка «Известий»

Чем отличается опека и усыновление

При усыновлении или удочерении ребенок становится таким же членом семьи, как и кровные дети. Вопрос об усыновлении решается судом, а будущие мамы и папы проходят строгий отбор. Усыновление устанавливается бессрочно, даже после совершеннолетия с юридической точки зрения ребенок не перестает быть родственником и членом семьи усыновителей.

При опеке ребенок принимается в семью на правах воспитанника, между опекуном и подопечным не возникает родственной связи. Он сохраняет свою фамилию и отчество, не наследует имущество своих опекунов.

Институт приемных семей в России перестал быть маргинальной темой и всё чаще воспринимается обществом как одна из нормальных форм семейной жизни. Важную роль играет и информационная составляющая: появляются истории приемных семей, интервью с родителями и детьми, материалы о юридических, психологических и социальных аспектах замещающего родительства, подчеркнула эксперт.

— Такой пиар в лучшем смысле слова помогает показать обществу, что приемная семья — это не экзотика, а естественный и достойный выбор, когда взрослые готовы взять ответственность за ребенка, — отметила Туманова-Мачинская.


Исполнительный директор фонда «Всех обнял» и мама четверых детей, трое из которых приемные, Светлана Хисматуллина считает, что правда, рассказанная вовремя и правильно, помогает ребенку сформировать здоровую самооценку и принять свое прошлое.

— Ни в коем случае нельзя лгать или уклоняться от ответов во время разговора. Если история сложная, лучше обратиться за помощью к психологу, специализирующемуся на проблемах приемных детей. Он поможет подобрать правильные слова и подготовить ребенка к возможной эмоциональной реакции. Важно помнить, что это не разовый разговор, а постоянный процесс формирования идентичности ребенка, который требует от родителя терпения и любви, — подчеркнула Хисматуллина.

Долгий путь

Юрист Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Оксана Хухлина объяснила «Известиям» процесс усыновления и опеки. Сначала кандидат проходит подготовку в Школе приемных родителей, которая длится от 1,5 до 3 месяцев в зависимости от региона. По закону ожидание начала занятий не должно превышать 30 дней. В ряде регионов кандидаты после прохождения подготовки в Школе приемных родителей проходят социально-психологическое обследование. Несмотря на то что такая мера не закреплена на федеральном уровне, на практике итоговые документы без нее получить не всегда получится.

Далее кандидат собирает необходимые документы: автобиографию, справку о доходах, медицинское заключение по форме 164У-1, согласие совместно проживающих членов семьи для опеки, свидетельство о браке, документы о жилье, свидетельство о прохождении подготовки в ШПР. Эти документы подаются в органы опеки по месту жительства для получения заключения о возможности быть опекуном или усыновителем. Орган опеки проверяет информацию о жилищных условиях и справки, самостоятельно запрашивает сведения о несудимости кандидатов и готовит заключение в течение 17 рабочих дней. Заключение действует два года.

Справка «Известий»

С 2012 года прохождение подготовки в Школе приемных родителей обязательно для всех будущих усыновителей и опекунов, кроме близких родственников ребенка и тех успешных опекунов и усыновителей, которые приняли детей в семью до сентября 2012 года.

Столичные школы работают по единой программе, она составляет 80 академических часов. Специалисты объясняют юридические и психологические аспекты приемного родительства, с помощью тренингов помогают кандидатам лучше понимать тот опыт, который сформирован у ребенка-сироты. Записаться на подготовку можно с помощью портала «Моя новая семья».

После получения заключения кандидат может начать поиск ребенка. Этот процесс состоит из двух этапов: работа с банком данных о детях на различных уровнях и знакомство с конкретным ребенком. Для постановки на учет в банк данных нужно подать заявление, которое рассматривается в течение одного рабочего дня. Затем кандидат знакомится с анкетами детей и может получить направление на знакомство с конкретным ребенком, которое действует 10 рабочих дней. В этот срок необходимо посетить учреждение, где находится ребенок, познакомиться с ним и принять решение.

Если решение положительное, то для оформления опеки заявление с пакетом документов подается в органы опеки по месту нахождения ребенка. В течение 10 рабочих дней выдается акт о назначении кандидата опекуном. Также возможно сразу усыновить ребенка, в этом случае заявление об усыновлении с необходимыми документами подается в районный суд, однако решение может быть вынесено в период от двух до шести месяцев. Поэтому рекомендуется оформить опеку, забрать ребенка домой, а затем подать заявление об усыновлении в суд.

Светлана Хисматуллина отметила, что на этом долгом пути родители сталкиваются с большим количеством стереотипов и заблуждений — например, о плохой генетике, которая выплеснется в социально неблагополучных наклонностях, или о конфликтах с кровными родителями. Всё это, как и миф о том, что приемный ребенок всегда будет чувствовать себя чужим, по ее мнению, не соответствует действительности, потому что «в доме, полном тепла, понимания и взаимного уважения», ребенок почувствует себя своим независимо от того, откуда он пришел. В некоторых случаях даже общение с кровной семьей может быть полезно для ребенка.

Главное — не сдаваться

Зимой 2023 года, когда Татьяне Ребиндер исполнилось 40 лет, она впервые стала мамой — причем сразу семилетней девочки, привезенной в Москву из отдаленного детского дома. Несмотря на то что она серьезно готовилась к этому шагу — прошла Школу приемных родителей, много читала об усыновлении и смотрела интервью с другими приемными родителями, первые недели совместного проживания стали для нее настоящим шоком.

— Самое главное, к чему я не была готова, — это к тому, насколько семилетний ребенок из «системы» отличается от других семилеток, которых я знаю, — рассказала Татьяна «Известиям».

По ее словам, с одной стороны, это был взрослый человек с тяжелым опытом. Девочка никому не верила, привыкла полагаться только на себя и каждую секунду доказывала, что всё знает и умеет лучше приемной родительницы.

С другой стороны, она была как двухлетний малыш — не знала базовых вещей, таких как названия овощей и фруктов, буквы, цифры, а также не понимала элементарных угроз, например, того, что можно попасть под машину или что опасно вывешиваться из окна.

В ее прошлом было много страшного: она знала, как обходить камеры в магазинах, рассказывала о бандитских разборках, о которых слышала от старших детей. Этот мир был мрачным и полным страха, где зло не просто побеждает, а правит, а добрые — слабые и жалкие.

— При этом сама она была очень доброй и эмпатичной девочкой, всегда любила животных, защищала слабых. Мы долго боролись с ее ночными кошмарами, она кричала и билась на кровати каждую ночь. Ее реабилитация требовала от меня полной вовлеченности «двадцать четыре на семь», а ведь я еще и работала и другие дела никто не отменял. Было очень сложно. Из-за ее ночных кошмаров я не высыпалась, а днем, пока она отсыпалась, старалась делать какие-то дела, — поделилась Татьяна Ребиндер.

Мать Татьяны поддерживала ее в решении взять ребенка, но, увидев все трудности, сначала переживала и не ожидала таких проблем. Однако со временем она приняла внучку, и их отношения укрепились. Сейчас они втроем — настоящая семья.

— Очень трудно сказать, какой совет я дала бы человеку, который хочет взять ребенка. Уж сколько советов давали мне в свое время, а готова я всё равно не была. Одно скажу: адаптация может быть очень тяжелой, но это пройдет, станет немного легче. Ребенок изменится. То, что кажется непреодолимыми трудностями, будет потом вспоминаться с улыбкой. Главное — не сдаваться и не ждать больших результатов сразу. Перемены происходят постепенно, и на это требуется время, — рассказала Татьяна.

В какой-то момент она чувствовала, что не справляется, и у нее опустились руки. Татьяне казалось, что она одинока в своих проблемах, потому что, если бы у нее был новорожденный, она могла бы попросить совета у мамы или подруг, но никто из знакомых не брал семилетнего ребенка из детского дома. В минуты отчаяния Татьяна нашла телефон фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в интернете, и это стало ее спасением. Татьяна вместе с дочерью начала ходить в фонд к психологу и нейропсихологу, а юрист фонда помог ей оформить положенные выплаты. Здесь она общается с другими приемными семьями, не чувствуя себя одинокой в своих проблемах.

— Зимой будет три года, как дочка дома. Сейчас моя жизнь выглядит так, как я когда-то хотела: у меня есть умная, веселая и счастливая дочь, мы прекрасно проводим время вместе. Мне даже странно вспоминать адаптацию и те трудности, с которыми пришлось столкнуться, а дочка многие из своих страхов уже не помнит.

Дети, которые ждут

Семьи, воспитывающие приемных детей, сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые часто требуют вмешательства на уровне жалоб и обращений к властям. Одна из них — регистрация детей по месту пребывания, так как иногда МФЦ и МВД отказываются регистрировать ребенка совместно с опекуном без разрешения органов опеки, свидетельствуют данные, собранные фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Также возникают трудности в обеспечении доступа приемных детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательным и культурным учреждениям. Например, в практике фонда был случай, когда приемный ребенок с инвалидностью принят в местный «кружок», несмотря на отсутствие противопоказаний или угроз для других детей, а был зачислен только на индивидуальные занятия.

В некоторых случаях приемные дети сталкиваются с отказами при зачислении в школы как по месту жительства, так и в коррекционные учреждения. Родители жалуются, что школы футболят трудных детей. Вопрос решается лишь после подачи жалоб. Некоторые опрошенные приемные родители отметили трудности с медицинским обслуживанием детей-сирот, находящихся под опекой, такие как отказ в направлении на реабилитацию и сложные процедуры, а также трудности с получением необходимых средств реабилитации.

Другим важным вопросом является предвзятое отношение к приемным родителям со стороны некоторых государственных структур, говорят в фонде. Медицинские работники могут отказать ребенку в реабилитации из-за ментальных диагнозов, даже несмотря на справки и заключения профильных специалистов. Часть родителей рассказала об излишнем вмешательстве органов опеки в жизнь семьи, что вызывает дополнительное напряжение и трудности в уходе за детьми.

Есть и другая «ложка дегтя» — семьи часто сталкиваются с негативным восприятием, когда их детей считают «не такими», а самих родителей обвиняют либо в недостаточном уходе, либо в корыстных мотивах при усыновлении или оформлении опеки.

Справка «Известий»

Для приемных семей предусмотрены самые разные виды поддержки, как материальной, так и нематериальной.

Пакет мер поддержки будет отличаться в зависимости от ситуации в конкретной семье. На портале «Моя новая семья» есть сервис «Чем поможет город», где можно составить собственный чек-лист получения поддержки.

Елена Туманова-Мачинская отмечает активное участие некоммерческих организаций в поддержке приемных семей. Основные направления деятельности НКО включают психологическую и юридическую помощь, а также социальную и медицинскую поддержку. В рамках фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» осуществляется несколько форм психологической помощи, включая горячую линию «Дети в семье», очные консультации и сопровождение.

Светлана Хисматуллина добавила, что органы опеки и попечительства являются для приемных родителей первым инструментом поддержки и консультации. Кроме того, психологические службы оказывают квалифицированную психологическую помощь и поддержку приемным семьям, поскольку своевременное распознавание признаков выгорания и активное использование доступных ресурсов помощи — ключевые факторы для сохранения благополучия и создания благоприятной среды для развития ребенка.

Стать семьей

Подростковый психолог-психотерапевт и руководитель сети центров помощи трудным подросткам Анна Хоботова выделяет несколько мифов и неоправданных ожиданий, с которыми сталкиваются будущие приемные родители: ребенка можно «переделать», ребенок обязательно будет благодарен и послушен, приемные дети легко поладят с родными, ребенок будет ненавидеть свою родную маму и лучше относиться к приемным родителям, адаптация займет месяц-два.

По словам Хоботовой, у приемных детей часто бывает низкая самооценка, и они могут вести себя назло. Порой они даже просят вернуть их в детский дом. Хоботова подчеркивает, что важно еще до усыновления честно ответить себе: «Готовы ли вы принять чужого ребенка с тяжелым прошлым и без быстрых изменений?». Что касается того, как рассказать ребенку его историю, Хоботова замечает, что, несмотря на то что ребенок может чувствовать обиду на свою родную мать, он всё равно будет искать ее.

Справка «Известий»

С анкетами детей, нуждающихся в родителях и проживающих в Москве, можно ознакомиться на портале «Моя новая семья» в разделе «Хочу в семью».

В других регионах, чтобы познакомиться с ребенком, кандидату необходимо записаться на прием в соответствующий региональный банк данных о детях-сиротах.

Помимо этого, с анкетами детей можно ознакомиться в федеральном банке данных о детях-сиротах и местных органах опеки и попечительства.

Депутат Государственной думы и член комитета по просвещению Анна Валерьевна Скрозникова подчеркивает, что первые месяцы с приемным ребенком — это период адаптации, когда ребенок может испытывать тревогу, чувство потери и проявлять протестное поведение. Важно помнить, что приемный ребенок — это обычный ребенок, которому необходима забота, а не идеализированное поведение.

Важность создания гармоничных отношений между кровными и приемными детьми в одной семье нельзя переоценить, согласна Светлана Хисматуллина. Необходимо помнить, что приемные дети могут иметь свои особенности, связанные с прошлым, и не всегда готовы открыться, поэтому родители должны создать безопасную атмосферу, где каждый чувствует себя защищенным и услышанным.

— Родители должны регулярно обсуждать чувства и переживания детей, позволяя каждому высказать свои мысли и опасения. Важно установить правила и границы, которые будут справедливыми для всех детей. Это поможет избежать конфликтов и недопонимания. Поддерживайте честный и равноправный подход. Поощряйте совместное времяпрепровождение, занятие спортом, играми или общими увлечениями, — заключила эксперт.

Лента

Все новости