Чему украинские военные учили НАТО на учениях в Португалии


Фото: nato.int

Украинские военные впервые управляли силами «противника» на учениях НАТО в Португалии

Военнослужащие Украины впервые участвовали в управлении и координации сил «противника» на совместных учениях НАТО REPMUS/Dynamic Messenger 25. Это обеспечило Североатлантическому альянсу прямой доступ к свежей боевой информации, собранной Вооружёнными силами Украины в зоне боевых действий. Под видом испытаний новых роботов и систем маневры, проходившие в Португалии, имели более сложные и скрытые задачи, тесно связанные с текущим геополитическим конфликтом, отмечают эксперты. По их мнению, НАТО активно отрабатывало сценарии, в которых главной угрозой выступает Российская Федерация.

Выводы из поражений

Маневры REPMUS/Dynamic Messenger 25 состоялись у атлантического побережья Португалии и завершились 3 октября. НАТО использовало их для экспериментов с новыми морскими роботами и беспилотниками. Официально целью учений заявлено обучение защите критически важных объектов и противодействию современным угрозам.

Справка «Известий»

Учения объединили два мероприятия: REPMUS — лабораторию для морских роботов и беспилотных систем, и Dynamic Messenger (DYMS) — часть программа НАТО по оперативному тестированию инновационных идей.

«Украина внесла реализм боевых действий в тренировки. Особо ценен опыт использования беспилотников для скоординированных ударов. Для НАТО это стало бесценным источником данных, помогающим разрабатывать новые методы противодействия реальным угрозам», — отмечается на официальном сайте альянса.

Для Киева участие в подобном формате официально утвердило его вклад в операции Североатлантического альянса. В НАТО подчеркнули, что это событие отражает растущую роль Украины в учениях блока. В маневрах приняли участие около 4 тыс. военнослужащих из 22 стран-членов альянса и было задействовано 260 различных систем и роботов. Кроме того, присутствовали наблюдатели из 13 стран вне НАТО, включая Австралию, Бразилию, Южную Корею и Пакистан.

Подключение украинских военных к управлению силами условного противника на учениях в Португалии выглядит символично, но его значение не стоит переоценивать, считает военный эксперт Алексей Леонков.

— Если бы Украина обладала реальным, значительным военным опытом, как утверждает её пропаганда, мы бы давно воспринимали её как противника с более заметным стратегическим преимуществом. Однако объективность показывает, что в ходе специальной военной операции Украина демонстрирует опыт поражения. НАТО, возможно, изучает этот пример, чтобы понять ошибки ведения боевых действий или попытаться извлечь уроки борьбы с технологически и ресурсно превосходящим оппонентом. Следует напомнить, что исторически НАТО побеждало только значительно слабее оснащённые государства, неспособные на эффективное сопротивление, — пояснил эксперт в интервью «Известиям».

Особый интерес у эксперта вызывает испытание морских роботов и дронов (безэкипажных катеров, БЭКов), которые активно применялись против наших сил в Черном море.

— Появление БЭКов на поле СВО стало для российского флота неприятным сюрпризом, — отметил Леонков. — Оказалось, что многие корабли, особенно десантные, не были оснащены стандартными средствами защиты от такого поражения. В то время как на боевых кораблях присутствуют установки типа АК-630, способные уничтожить катер на подлёте, на многих десантных таких вооружений просто не было. Украина, при поддержке британских инструкторов, была одним из первых пользователей БЭКов в боевых условиях. Именно этим боевым опытом она делится с НАТО, которого нет даже у западных партнёров.»

Однако этот фактор не является критическим, уточнил Леонков. Российский Военно-морской флот проводит реформу и оснащает корабли современными средствами защиты от БЭКов. Эффект внезапности уже прошёл, сейчас активно проходит адаптация. Вооружённые силы России также проводят учения, отрабатывая как применение этих катеров, так и их эффективное противодействие.

Следовательно, если Украина и делится какой-то ценной информацией, то это скорее не секреты побед, а тактикой применения новых технологических угроз в реальном конфликте. Этот урок уже усвоен и принимаются меры по противодействию, подытожил эксперт.

Чему НАТО уделяло внимание на учениях в Атлантике

В ходе учений были задействованы боевые корабли из постоянной военно-морской группы НАТО № 1 (SNMG1) и противоподводные корабли из постоянной противоминной группы НАТО № 2 (SNMCMG2). Несколько кораблей отрабатывали защиту от беспилотников, имитируя атаки с воздуха и с моря.

Во время фазы борьбы с минами французская группа водолазов-сапёров тестировала продвинутых роботов. Один из них — A9-M, автономный подводный аппарат, предназначенный для поиска мин, обследования морского дна и разведки. Второй — Pivot, дистанционно управляемый аппарат, применялся для детального обследования объектов, обнаруженных A9-M. Полученные гидролокаторные данные анализировали на берегу.

Кроме того, военные отработали использование беспилотников для непрерывной разведки, слежения и выявления целей. Впервые испытали систему Mainsail, которая объединяет данные с различных источников, предоставляя ранние предупреждения о возможных диверсиях на критически важной подводной инфраструктуре, например, кабелях.

За формальными целями учений скрываются более конкретные задачи, связанные с текущим геополитическим противостоянием, уверен военный эксперт Василий Дандыкин.

— Во-первых, интенсивное испытание систем защиты от воздушных и морских беспилотников напрямую отражает усиливающуюся паранойю в странах НАТО, особенно на Балтике. Отработка нейтрализации дронов и надводных беспилотников свидетельствует о том, что противодействие российским средствам и угрозам считается приоритетным для альянса, — пояснил он в интервью «Известиям».

Во-вторых, внедрение и испытания новых подводных роботов в Атлантике, по мнению эксперта, направлены на борьбу с российскими подводными лодками. Это часть усиления противолодочной обороны НАТО, для которой российские субмарины остаются одной из ключевых стратегических угроз.

— В-третьих, заявления о защите инфраструктуры имеют двойственный смысл. Этот вопрос стал особенно актуальным после диверсии на «Северных потоках». Альянс сначала обвиняет Россию в попытках повредить инфраструктуру, а затем перекладывает ответственность на Украину для нейтрализации последствий, — пояснил эксперт. — Их определённо радует, что организация, которая, по их мнению, должна была исчезнуть вместе с Варшавским договором, возрождается. Учения по всему периметру — от Финского залива до Португалии — свидетельствуют о взвинченном состоянии блока, попытках продемонстрировать силу и готовность действовать против России.

Таким образом, под прикрытием «тестирования вооружений» НАТО интенсивно готовится к возможной конфронтации, вырабатывая сценарии, в которых главной угрозой считается Россия. Москве предстоит сохранять спокойствие, но быть готовой дать адекватный и жесткий ответ на любые агрессивные или провокационные действия, в том числе невоенного характера, подвел итог Василий Дандыкин.

Какие морские дроны создаются в России

Ранее «Известия» сообщали, что в России активизировали разработку морских беспилотников. Об усилении работы в этом направлении летом заявил помощник президента РФ и председатель Морской коллегии Николай Патрушев. Он отметил, что сейчас основной упор делается на технологические разработки, включая подводные аппараты для океанографических исследований и работы подо льдом.

«Создаются противоминные комплексы и безэкипажные системы различных типов с высокими тактико-техническими характеристиками. Дальность применения некоторых из них достигает 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км), управление осуществляется из любой точки мира благодаря спутниковой связи», — уточнил Патрушев.

Он также отметил, что параллельно активно внедряются инновационные материалы, современные средства связи и контроля обстановки, а также новые двигатели и программное обеспечение. Особое внимание уделяется технологиям искусственного интеллекта.

Лента

Все новости