По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», США могут использовать для нанесения ударов по территории Венесуэлы беспилотники, системы с искусственным интеллектом, ракеты Hellfire и высокоточные управляемые бомбы. При этом, по словам специалистов, Соединенные Штаты теоретически способны начать и полноценную наземную операцию. Согласно заявлениям властей Боливарианской Республики, 2 октября воздушное пространство Венесуэлы пересекли не менее пяти американских истребителей F-35. Параллельно СМИ сообщают о приготовлении американских военных к выдвижению из Пуэрто-Рико в сторону Венесуэлы с целью проведения наземной операции по захвату стратегических объектов, включая порты и аэропорты.
Противостояние США и ВенесуэлыСША объявили борьбу с латиноамериканскими наркокартелями «немеждународным вооруженным конфликтом» — подобное уведомление Дональд Трамп направил в американский конгресс на этой неделе.
Таким образом, президент поставил наркоторговцев в один ряд с террористическими группировками, такими как «Аль-Каида» (запрещена в РФ), и разрешил Пентагону проводить военные операции в рамках законодательства о вооруженных конфликтах.
Это решение Трампа стало продолжением акции с участием американских военных кораблей в Карибском море, начавшейся в конце августа. С того времени были убиты, как минимум, 17 человек, которых власти США обвиняют в перевозке наркотиков в страну.
На фоне увеличивающегося числа военных кораблей вблизи Венесуэлы Каракас фиксирует полеты американских истребителей. Министр обороны Владимир Падрино заявил, что 2 октября над Венесуэлой пролетело не менее пяти F-35.
Внутри США поступившие удары по предполагаемым членам наркокартелей вызвали критику. Оппоненты Трампа задают вопросы, почему для противодействия наркотрафику не задействована береговая охрана — основной морской правоохранительный орган, а также почему решено применять смертоносные удары, обходя менее жесткие меры. В ответ Трамп утверждает, что на каждом судне находится достаточно наркотиков, чтобы убить порядка 25 тысяч американцев, поэтому эта угроза относится к национальной безопасности.
— «Главная цель эскалации со стороны США — подорвать позиции президента Николаса Мадуро в стране. В настоящий момент усиление военного присутствия возле Венесуэлы прежде всего носит психологический характер, направленное на давление на руководство и население республики, однако оно может принять и реальные формы», — отмечает эксперт по Латинской Америке Тимур Альмуков.
Сценарии развития вооруженного конфликтаСразу четыре источника сообщили NBC News, что удары по территории Венесуэлы могут начать в ближайшие недели. Они уточнили, что первоочередно рассматриваются варианты применения беспилотников для нападений на членов и лидеров наркокартелей, а также по лабораториям на территории республики.
Американский политолог Джереми Кузмаров в беседе с «Известиями» отметил, что США, вероятно, будут использовать дроны, современные системы с искусственным интеллектом, а возможно и ракеты Hellfire, а также высокоточные управляемые бомбы, которые ранее были поставлены Израилю для операций в Газе. По его мнению, вторжение США в Венесуэлу способно вызвать длительный конфликт.
Другой сценарий, ссылаясь на военных аналитиков, приводит Washington Examiner. Там говорится, что войска США, базирующиеся в Пуэрто-Рико, готовы провести наземную операцию, которая может включать захват и удержание ключевых стратегических точек, таких как порты и аэродромы на территории Венесуэлы.
— «Основной разрыв во мнениях сейчас касается того, будет ли операция масштабной или более хитроумной, с большими оборонительными развёртываниями, то есть атака с дальнего расстояния и создание периметра для препятствия ответным действиям. Второй вариант кажется более вероятным. Для масштабной операции США не потребуются крупные силы на месте — многие удары смогут наноситься с территории континентальных штатов», — поясняет аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
Эксперт добавляет, что выбор варианта эскалации зависит от реальных целей операции. Если речь идет исключительно о борьбе с картелями, хватит применения беспилотников и контроля над портами и аэродромами Каракаса. Если же цель — свержение режима, тогда понадобятся крупные сухопутные войска для развертывания на территории Венесуэлы.
Однако у экспертов вызывает сомнения версия, что действия Трампа направлены лишь на борьбу с наркотрафиком, а не на свержение Николаса Мадуро, которого в США не признают легитимным президентом. Венесуэла не является основным поставщиком наркотиков в США: самый крупный объем кокаина поставляется из Колумбии, а смертельно опасный фентанил – в основном из Мексики.
Некоторым подтверждением намерений Трампа свергнуть Мадуро служит тот факт, что последний объявил президента Венесуэлы главой Картеля Солнц и предложил $50 млн за его задержание. Некоторые зарубежные эксперты считают, что подобная организация фактически не существует, хотя не исключают, что между венесуэльской политэлитой и колумбийскими картелями вероятны договоренности о коррупционных отчислениях в обмен на пропуск наркотиков через территорию страны для дальнейшего экспорта.
— «Судя по логике американского госсекретаря Марко Рубио, лидера идеи вторжения, он намерен представить Трампу план молниеносной победы, при котором в первые дни конфликта будут уничтожены верхушки власти и подавлены максимальное количество объектов ПВО, а кратковременная наземная операция обеспечит быструю посадку на пост президента своего кандидата. Трамп вряд ли согласится на иной план: несмотря на военное превосходство США, затяжная кампания сильно ударит по его репутации победителя, вне зависимости от долгосрочных результатов операции», — рассказывает генеральный директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.
Соотношение силЭксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что Венесуэла может отразить американские дроновые атаки с помощью российских и иранских средств ПВО.
— «Армия Венесуэлы прошла несколько этапов модернизации с помощью России, Китая и Ирана. У страны есть системы ПВО и переносные зенитные комплексы, которые способны отразить последовательность воздушных ударов. США будет крайне трудно установить полный контроль над огромной территорией Венесуэлы, размерами сопоставимой с двумя Германией или Францией. Можно ожидать серию точечных десантных операций для создания хаоса и паники. У флота имеются опытные морские пехотинцы, очень хорошо подготовленные к десантным и штурмовым операциям. Вооруженные силы Венесуэлы считаются одними из самых идеологизированных, в духе боливарианского патриотизма», — замечает ведущий научный сотрудник ИЛА РАН Андрей Пятаков.
По мнению Егора Лидовского, власти Венесуэлы давно готовятся к возможному обострению с США. Системы ПВО, приобретенные у Китая и России, способны сбивать даже современные истребители и баллистические ракеты. Тем не менее, он считает, что при войне на истощение у Каракаса мало шансов на успех.
Американское издание Newsweek подсчитало, что у США имеется около 13 тысяч боевых самолетов, тогда как у Венесуэлы — лишь 229, включая российские Су-30, иранские дроны и американские F-16 времен 1980-х годов. Между 2006 и 2011 гг. Каракас закупил у Москвы 23 истребителя, 12 зенитных ракетных комплексов, восемь вертолетов и 44 ракетные системы «земля — воздух». При этом зарубежные эксперты сомневаются, что венесуэльскую армию обучали в массовом порядке использованию этого оборудования.
Финансовые возможности Каракаса для модернизации армии несопоставимы с США: согласно данным SIPRI, в 2023 году Венесуэла потратила около $4 млрд на оборону, тогда как США выделяет примерно $895 млрд ежегодно, согласно Global Firepower.
— «Каракас не раз объявлял о готовности к диалогу и мирному урегулированию конфликта, однако подобные призывы остаются безответными со стороны Белого дома. Марко Рубио занимает жёсткую позицию в отношении Венесуэлы: ещё в период сенаторства он был одним из главных идеологов санкционной политики против южноамериканской страны. Если сегодня именно его мнение оказывает решающее влияние на решения, дипломатическое пространство для манёвра очень ограничено», — резюмирует Тимур Альмуков.
Россия не заинтересована в дестабилизации в Венесуэле, поддерживая с Каракасом стратегическое партнерство. Глава МИД РФ Сергей Лавров ранее выразил обеспокоенность военной активностью США вблизи венесуэльских территориальных вод, подчеркнув, что Москва «солидарна как с народом, так и с правительством Венесуэлы».