1 октября американское правительство прекратило работу из-за того, что республиканцы и демократы не смогли прийти к согласию по законопроекту о бюджете на новый финансовый год. В ответ на это Дональд Трамп начал снижать финансовую поддержку штатам, управляемым демократами. Уже на следующий день губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом заявил о себе как о лидере свободного мира и представил собственный план действий. Подробнее об этом читайте в материале «Известий».
Уменьшение финансирования демократических регионовОстановка работы правительства вызвала усиленное давление со стороны республиканцев на демократов, которых обвиняют в бездействии. Администрация Трампа заморозила около $26 млрд для штатов с демократическим руководством. В эти средства входили $18 млрд, выделенные на транспорт в Нью-Йорке, включая строительство метро, а также $8 млрд для проектов в области зеленой энергетики в 16 штатах, где лидируют демократы, включая Калифорнию, Иллинойс и Гавайи.
Согласно агентству Reuters, Трамп использует шатдаун как возможность наказать своих политических оппонентов и усилить контроль над федеральным бюджетом, который составляет примерно $7 трлн.
Старший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Александра Войтоловская отметила, что таким образом Трамп стремится оказать давление на Демократическую партию перед промежуточными выборами 2026 года.
— Сейчас конгресс полностью контролируется республиканцами, и для них крайне важно удержать это большинство. Обычно на промежуточных выборах преобладают голоса за оппозицию, но учитывая действия демократов и реакцию на это Трампа, вероятно, что электорат в этот раз поддержит республиканцев, — пояснила Войтоловская.
Её слова также указывают, что давление на финансирование регионов — способ заставить губернаторов демократов сотрудничать с федеральным центром на условиях Трампа.
Научный сотрудник ИСКРАН и преподаватель ГАУГН Евгений Антонов считает, что стратегия Трампа направлена не только на оптимизацию бюджетных расходов, но и на перераспределение средств в пользу программ с высоким политическим и электоральным потенциалом для Республиканской партии.
— Сокращая финансирование, Трамп ставит руководителей демократических штатов перед выбором — либо переходить к жесткой экономии, либо искать компромиссы с федеральным центром, что способствует мобилизации республиканского электората, — полагает Антонов.
Эксперт добавил, что часть изымавшихся средств может переориентироваться на поддержку приоритетных проектов в республиканских штатах и федеральных инициатив, что укрепит базу сторонников Трампа.
Трудности Демократической партииНа фоне шатдауна ситуация Демократической партии резко ухудшается. Спикер палаты представителей Конгресса США, республиканец Майк Джонсон, в интервью каналу Fox News заявил, что партия находится в кризисе, теряя избирателей и членов: «Люди начали покидать партию, они теряют электорат, находятся в отчаянии».
Он отметил также, что Демократы пытаются компенсировать утечку избирателей за счет привлечения среди сторонников нелегальных мигрантов.
Проблемы партии начались еще в 2024 году во время президентской кампании, когда после выхода Байдена из гонки новая кандидат, вице-президент Камала Харрис, проиграла выборы. Позже в своих мемуарах она критиковала отдельных членов партии и самого Байдена.
После выборов Демпартия признала наличие проблем, указав, что она отдаляется от своей традиционной роли защитника уязвимых групп и недостаточно работает с преданным электоратом, фокусируясь на колеблющихся республиканцах и независимых голосах.
Опубликованный 25 сентября 2025 года опрос демонстрирует рекордно низкую поддержку демократов — всего 30%, тогда как 54% респондентов выразили негативное отношение к партии.
Эксперты, опрошенные «Известиями», связывают кризис с поражением на прошлых выборах.
Войтоловская отмечает, что Харрис не успела наладить отношения с избирателями и не сумела зарекомендовать себя как кандидат в президенты.
Также важным фактором стало смещение кампании на вопросы инклюзивности и прав меньшинств, что, по мнению эксперта, не находит отклика у большинства американцев.
Политолог-американист Малек Дудаков указывает на проигрыш в 2024 году как на ключевое событие.
— Демократы сейчас ищут путь вперед, в партии существует серьезный раскол между левыми и центристами, многие левые пытаются взять инициативу, — пояснил он.
Гэвин Ньюсом и президентская перспективаВ условиях шатдауна губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом назвал себя лидером свободного мира, что в прошлом уже сказал о Трампе пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт.
В соцсети X на странице пресс-службы Ньюсома опубликована его программа, обещающая доступное здравоохранение повсеместно, бесплатное питание в школах, поддержку по уходу за детьми, бесплатные яйца и даже субсидии на гель для волос, но «только для красивых демократов».
Интересно, что Ньюсом рассматривается как потенциальный кандидат от демократов на президентских выборах 2028 года.
— Ньюсом старается утвердиться как главный оппонент Трампа среди демократов, что заслуженно, так как недавно он выступал с инициативой перерисовки округов в Калифорнии в ответ на действия республиканцев в Техасе, создающих им барьеры перед выборами 2024 года, — объясняет Дудаков.
Войтоловская допускает, что Ньюсом может стать лидером демократов в президентской гонке, наряду с Камалой Харрис и Александрией Окасио-Кортес.
— Такая тройка вероятна, если только Трамп и его команда не будут активно срывать их рейтинг, — добавила эксперт.
Она также сравнила раскрытую программу Ньюсома в X с действиями Трампа, подчеркнув, что последний четко следует своим предвыборным обещаниям, несмотря на спорные моменты.
Дудаков добавляет, что согласно опросам, Ньюсом пользуется наибольшей поддержкой среди демократов на роль кандидата в президенты, поэтому у него есть шансы конкурировать с Трампом.
Однако давление на Ньюсома оказывает тяжелое положение Калифорнии: уровень преступности, наркомании, бездомность и последствия недавних пожаров в Лос-Анджелесе, что используют против него республиканцы.
— Республиканцы будут утверждать, что при победе Ньюсом превратит всю страну в «большую Калифорнию», что вызовет негативную реакцию у многих американцев, — отмечает Дудаков.
Войтоловская подчеркнула, что многое прояснится после промежуточных выборов 2026 года, когда станет понятна реальная борьба между партиями.
Антонов связал рост популярности Ньюсома с политическим кризисом и шатдауном в стране.
— Его попытки позиционировать себя как лидера свободного мира и общественного движения говорят о создании альтернативного центра влияния внутри Демпартии. Это связано с падением доверия к нынешнему руководству партии и внутрипартийным кризисом, — уточняет эксперт.
При этом он считает преждевременным делать выводы о президентских перспективах Ньюсома, поскольку его рост связан с отсутствием других заметных фигур в Демпартии. Всё зависит от того, сможет ли он привлечь новых избирателей, перестроить коалицию, освоить новые политические форматы, особенно в медиа, и вызвать эмоциональный отклик у разочарованной части электората демократов.