Ливия, Южная Африка, Гана и Буркина-Фасо ведут переговоры с РЖД о строительстве и обновлении железнодорожных сетей, сообщили «Известиям» представители компании. По словам отраслевых источников, РЖД планирует выйти на этот рынок совместно с российскими металлургическими предприятиями. Такая интеграция позволит запустить новые проекты по добыче минеральных ресурсов, включая важный для микроэлектроники литий, а также бокситы, кобальт, марганец и титан. Специалисты отмечают, что объединение строительства новых железных дорог и освоения рудников критично для рентабельности этих инициатив. В статье «Известий» рассматриваются конкуренты российских компаний на этом направлении и основные риски, связанные с инвестициями.
РЖД рассматривает выход на африканский рынокАфрика представляет огромный промышленный и логистический потенциал, что особенно актуально для России в условиях западных санкций. РЖД проявляет активный интерес к региону. Общая протяженность железных дорог в Африке составляет около 70 тысяч километров, в то время как в России — около 180 тысяч километров. При этом площадь Африки почти в два раза превышает территорию России, что указывает на значительные возможности для развития транспортной инфраструктуры.
На сегодняшний день Россия уже обеспечивает стабильное грузовое сообщение с Африкой, доставляя товары в порты Северо-Западного региона и Азово-Черноморского бассейна, откуда они поступают в такие страны, как Египет, Алжир, Кения, Нигерия и ЮАР. В 2025 году через эти маршруты было перевезено около 8 миллионов тонн зерна. Расширение железнодорожной сети в регионе откроет новые возможности развития. По сути, можно говорить о продолжении транспортного коридора «Север — Юг», который развивается с вовлечением новых партнеров.
РЖД проводит анализ потенциальных проектов в нескольких государствах Африки.
— В настоящий момент ведутся переговоры и прорабатываются возможности для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в Ливии, ЮАР, Гане и Буркина-Фасо, — сообщили «Известиям» в РЖД.
В посольстве России в Уагадугу подтвердили заинтересованность буркинийских властей в обновлении и возведении железнодорожных линий при участии специалистов РЖД.
— Между профильными ведомствами России и Буркина-Фасо проходят переговоры по этому направлению, — отметили там. — Представители РЖД включены в состав высокоуровневых делегаций из России, посещающих страну.
Новые проекты касаются не только расширения российского аграрного сектора, но и добывающей промышленности, так как Россия стремится увеличить свое присутствие на африканских месторождениях, выяснили «Известия».
— Среди ключевых игроков на этом направлении могут стать российские металлургические компании. Они заинтересованы в добыче титана, лития, урана и бокситов. Африка богата ресурсами, и Россия готова развивать добычу за рубежом, чтобы сохранить собственные стратегические запасы, — отметил источник в транспортной отрасли. — Для реализации таких проектов необходима развитая инфраструктура и комплексные решения по развитию добывающих и транспортных мощностей, включая строительство новых железных дорог. Поэтому РЖД активно участвует в этом процессе.
Российские дипломаты подчеркнули, что логистика, в частности железные дороги, является приоритетом при реализации проектов с участием России в сфере добычи полезных ископаемых в Буркина-Фасо.
— В настоящее время переговоры между РЖД и российской металлургической отраслью ведутся в России и касаются возможных проектов, — уточнили в посольстве.
Заинтересованность Ливии охватывает не только транспортную инфраструктуру, но и сотрудничество с РФ в добыче полезных ископаемых, сообщил дипломатический источник «Известиям». Ранее Россия уже предпринимала попытку построить железную дорогу в Ливии во время правления Муаммара Каддафи, однако реализовать этот проект помешала гражданская война.
Подключение металлургов к транспортным инициативам выглядит логичным, учитывая, что ЮАР и другие страны региона обладают достаточным опытом управления железнодорожными системами. В августе в ЮАР анонсировали открытие доступа к железнодорожной инфраструктуре для частных операторов, которым переданы маршруты для перевозки топлива, железной руды, хрома, марганца и контейнерных грузов. Строительство же дорог без учета добывающих проектов связано с высокими экономическими рисками и может быть нерентабельным, пояснил «Известиям» руководитель компании «Терминал Газ» и ведущий эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Владимир Эскин.
Преимущества и вызовы проектов в АфрикеВ мире наблюдается рост спроса на критические минералы, необходимые для высокотехнологичных отраслей и развития «зеленой» энергетики. Контроль над их разработкой дает не только экономические, но и геополитические преимущества. Для России наиболее перспективными в Африке считаются проекты, связанные с разведкой и добычей кобальта, марганца и бокситов, считает Владимир Эскин. В реализации таких проектов могли бы участвовать компании «Алроса», «Русал» и «Норникель».
— Гана является одним из лидеров в Западной Африке по запасам бокситов. Ранее российские компании, прежде всего РУСАЛ, сосредотачивали внимание на Гвинее, однако Гану нельзя сбрасывать со счетов: страна обладает благоприятным деловым климатом, развитой портовой инфраструктурой и стабильной ситуацией в сфере безопасности, — отметил младший научный сотрудник программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО Иван Копытцев.
Бокситы активно применяются в черной металлургии, в том числе при производстве алюминия. В Буркина-Фасо требуется комплексная геологоразведка, поскольку страна в настоящее время в основном ориентируется на добычу золота.
Особый интерес для России представляет литий, который страна пока не добывает самостоятельно. В условиях стремительного роста электрификации этот минерал крайне важен для микроэлектроники. Запасы лития и марганца находятся в том числе в Гане и Южной Африке. Южноафриканская республика также богата запасами титана. Доля Африки в мировых ресурсах по ряду позиций значительна: более 40% бокситов, 50% марганца и кобальта, который необходим для аккумуляторов.
Тем не менее РЖД подходит к новым бизнес-проектам на африканском континенте с большой осторожностью, отметил источник в транспортной отрасли «Известиям». Вложения осложняются политической нестабильностью в регионе. Ливия до сих пор восстанавливается после нескольких гражданских войн, периодически возникновение вооруженных конфликтов продолжается. В Буркина-Фасо регулярно происходят государственные перевороты, из-за одного из которых страна вышла из западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС, членом которого была на протяжении 50 лет. Наиболее безопасными с точки зрения инвестиций в этой группе считаются Гана и ЮАР.
— Рост товарооборота оправдан только при реализации комплексной стратегии, не отдельных проектов. Преимущество в таких проектах не только финансовое в краткосрочной перспективе, но и долгосрочный доступ к ресурсам и усиление политического влияния. Военное и политическое сопровождение становиться критически важным для защиты инвестиций в условиях высокой конкуренции и нестабильности, — полагает Владимир Эскин.
В целом у России установлены хорошие отношения с большинством африканских стран, что проявляется в поставках зерна и военно-техническом сотрудничестве. Однако экономическая целесообразность остается главным вопросом, отметил заместитель директора центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов.
— Один проект по добыче полезных ископаемых сам по себе не обеспечит достаточную загрузку для рентабельности новых железных дорог. Требуется системный подход. Например, РЖД мог бы участвовать как оператор в модернизации транспортных систем, цифровизации управления железнодорожным хозяйством и подготовке кадров. На базе таких стратегий возможно долгосрочное присутствие на рынке. К тому же строительство трансграничных линий требует согласования с несколькими странами и комплексных схем финансирования, — отметил эксперт.
Другой вариант — поставка подвижного состава, в разработке которого принимает участие в том числе компания «Трансмашхолдинг». После этого, возможно, станет возможным начать полноценное строительство железнодорожных путей.
Основные конкуренты российских компаний в АфрикеОднако российским компаниям предстоит столкнуться с конкуренцией, особенно на восточном побережье Африки. Китай собирается инвестировать $1,4 миллиарда в обновление железной дороги TAZARA, соединяющей медные рудники Замбии с портом в Танзании. Соединенные Штаты сосредоточились на западном направлении, вложив свыше $500 миллионов в железнодорожный маршрут от Конго до порта Анголы для экспорта меди, кобальта и лития.
Для ускорения российских проектов возможно использование плавучих электростанций (ПАТЭС) для энергообеспечения удаленных рудников, что сделает предложения РФ более привлекательными в Африке, отметил Владимир Эскин. В последнее время «Росатом» активно развивает это направление, в основном в Юго-Восточной Азии, где много островных государств. К 2030 году российские плавучие АЭС смогут полноценно выйти на мировой рынок.