Внедрение цифровых финансовых активов (ЦФА) в странах БРИКС способно привлечь инвестиции до $50 млрд к 2030 году. Об этом «Известиям» сообщили представители пресс-службы консалтинговой компании «Яков и Партнеры», которая совместно с экспертами Центрального университета провела оценку нынешнего состояния и перспектив развития ЦФА в создании новой финансовой архитектуры на мировых рынках.
По данным исследования «Сдать артефакты в музей? Цифровые финансовые активы как новая инфраструктура глобальных финансовых рынков», внедрение ЦФА в рамках внутренних и международных контуров стран БРИКС может дать совокупный экономический эффект до $50 млрд к 2030 году, что соответствует примерно $12,5 млрд ежегодно.
Уже сегодня специалисты отмечают стремительный рост данного рынка. Капитализация крупнейших токенизированных активов — это физические или финансовые объекты, представленные в виде токена на блокчейн-платформе и обеспеченные реальными ресурсами — в начале 2025 года составила $70 млрд, увеличившись более чем в два раза за год. В России рынок также показывает значительный рост: за первый квартал 2025 года объем ЦФА в обращении достиг 293,5 млрд рублей против 50 млрд рублей годом ранее, а число выпусков выросло почти в десять раз, достигнув 1 тыс.
Мировыми лидерами в сегменте ЦФА и близких по экономическому смыслу security-токенов — цифровых аналогов ценных бумаг или финансовых инструментов — остаются страны с продвинутым регулированием: Швейцария, Гонконг, Германия и Сингапур. Россия также быстро заняла ведущие позиции по объемам эмиссии: по некоторым оценкам, к концу 2025 года выпуск ЦФА может превысить 1 трлн рублей. Такой рост стал возможен благодаря активной поддержке Банка России и значительному потенциалу использования ЦФА в международных расчетах.
В России ЦФА применяются не только как замена традиционных финансовых инструментов, но и для токенизации «нетрадиционных» активов — от произведений искусства и благотворительных проектов до палладия и кинопроизводства. Например, в феврале 2025 года был выпущен первый в стране арт-токен на работы современных художников с гарантированной доходностью 15% годовых.
«Мы наблюдаем тектонический сдвиг в финансовой инфраструктуре. ЦФА — это возможность для развивающихся экономик не догонять, а перепрыгнуть через этап устаревших систем и создать более эффективные, прозрачные и доступные рынки капитала. С помощью ЦФА Россия и члены альянса БРИКС смогут построить собственную финансовую инфраструктуру, независимую от институтов Глобального Севера», — отметил «Известиям» партнер-эксперт «Яков и Партнеры» и директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.
Он подчеркнул, что максимальный потенциал ЦФА проявляется именно в трансформации международной финансовой инфраструктуры. Формирование нового механизма взаимных инвестиций между странами БРИКС, не зависящего от традиционных систем, позволит увеличить объем вложений и снизить стоимость фондирования. Такой подход может принести экономический эффект до $48 млрд к 2030 году, что сможет частично покрыть инвестиционный дефицит, оцениваемый в $1,5–2,5 трлн.
Ранее, 30 сентября, партнер Capital Lab Евгений Шатов поделился мнением о влиянии токенизации цифровых прав на российский рынок. Эксперт отметил, что токенизация иностранных цифровых прав в России открывает новые возможности для повышения ликвидности и инвестиционной привлекательности.