Инфляция в США увеличится до 4% к концу текущего года из-за введенных президентом США Дональдом Трампом тарифов, указывает консенсус-прогноз «Известий». В июле рост потребительских цен составил 2,9% (+0,2 п.п.), но начиная с августа вступили в силу пошлины против большинства стран, а с 1 октября — тарифы по отраслям, включая 100% на фармацевтические препараты. Следующий пакет тарифов начнет действовать с 14 октября. Ожидаемое ускорение инфляции в крупнейшей мировой экономике может привести к снижению мирового спроса на нефть, металлы и зерно, что способно оказать негативное влияние на российский экспорт и курс рубля. Подробно о странах и сегментах, которые попадут под угрозу, рассказывается в материале «Известий».
Какие тарифы вводятся Трампом в октябреЭксперты, опрошенные «Известиями», прогнозируют, что новые пошлины Дональда Трампа разгонят инфляцию до 4% в США к концу 2024 года. С 1 октября американский лидер установил несколько секторальных ставок. В частности, введены тарифы в размере 100% на фармацевтические препараты, 25% — на импортные большегрузные автомобили, а также 100% — на все фильмы, произведённые за рубежом, как сообщил Трамп в своей социальной сети TruthSocial.
Кроме этого, с 14 октября намечено введение 10% пошлины на импорт хвойной древесины и пиломатериалов, 25% на изделия из мягкой древесины и от 30% до 50% — на некоторые категории мебели. Данные меры способствуют возрастанию инфляционных ожиданий.
15 октября Минтруд США обнародует квартальные экономические показатели, отражающие ситуацию в августе. Согласно предыдущему отчету, инфляция в стране в июле составила 2,9% в годовом выражении, что на 0,2 п.п. выше по сравнению с предыдущим месяцем.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, на 15 октября существенного роста инфляции не ожидается, так как тарифы октября еще не отразятся в данных. Однако в течение одного-трех месяцев новые пошлины способны повысить этот показатель.
Для США уровень инфляции в 3,5–4% считается высоким, поскольку Федеральная резервная система ориентируется на 2%, а устойчивое превышение этого значения свидетельствует о перегреве экономики и рисках завышенных инфляционных ожиданий. В России целевой уровень — 4%, что связано с другой структурой экономики.
В конце предыдущего года инфляция в США была на уровне 2,9%, затем поднялась до 3%, в марте опустилась до 2,3% и снова выросла до 2,9% к августу.
В базовом сценарии предполагается умеренное увеличение инфляции примерно на 0,5-1 п.п., то есть до около 4%, отметила финансовый советник Екатерина Баева. Согласно этому прогнозу, тарифы в целом останутся в силе (возможны локальные пересмотры), торговое соглашение с Китаем не будет подписано, позиция Индии по нефтегазовым пошлинам существенно не изменится, а ФРС не совершит резких шагов.
Согласно прогнозу Бюджетного управления конгресса, инфляция к концу года может составить 3,1-3,3%. Тем не менее, отдельные инвестиционные компании высказывают более пессимистичные ожидания — до 3,9%, отметил ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
По мнению Павла Севостьянова — действительного госсоветника РФ и доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова, инфляция по CPI к концу года может достичь 5%. Он заявил, что цены на август, вероятно, увеличатся до 3,3%, а к концу года показатель может вырасти ещё на 1,7 п.п.
Помимо октябрьских тарифов, на инфляцию влияют и меры США, введённые в августе против 70 стран. Тогда страны подразделили на три категории по уровню тарифов: 10% — для государств, куда США экспортируют больше, чем импортируют; 15% — для стран с небольшим торговым дефицитом в отношении США; и более 15% — для государств без соглашений с США. Максимальные пошлины предусмотрены для Сирии (41%), чуть ниже — для Мьянмы и Лаоса (40%). Тариф в 35% установлен для Сербии и Ирака, 30% — для Южной Африки, Боснии и Герцеговины, Ливии, Алжира, 25% — для Туниса, Молдовы, Брунея, Индии, Казахстана. Немного ниже, по 20%, идут пошлины для Бангладеш, Тайваня, Вьетнама, Шри-Ланки, 19% — для Пакистана, Филиппин, Малайзии, 18% — для Никарагуа.
Влияние новых тарифов на экономику СШАЭксперт AMarkets Игорь Расторгуев считает, что администрация Трампа исходит из стратегии комплексного экономического суверенитета страны.
— С одной стороны, введение пошлин стимулирует возвращение производства в США и сокращает торговый дефицит. С другой — обеспечивает дополнительные бюджетные поступления, что критично в свете военных расходов бюджета на 2026 год в размере $1 трлн. Таким образом тарифная политика становится способом решения задач промышленной политики и поддержки бюджетной устойчивости, — пояснил аналитик.
Для Трампа такие меры выступают инструментом протекционизма и переговоров, а также служат политическим сигналом на фоне подготовки нового бюджета, добавил Владимир Чернов из Freedom Finance Global. США стремятся вернуть производство внутрь страны и укрепить налоговую базу, отметил он.
В то же время, по словам финансового советника Екатерины Баевой, в итоге за пошлины будут платить американские потребители в виде повышения цен. При этом значимого возвращения производства внутрь страны, по её мнению, не произойдет. В некоторых сферах, например текстильной промышленности, производство утрачено практически полностью и требует восстановления с нуля.
Что касается фармацевтического рынка, ситуация здесь достаточно показательна. Тарифы в 100% на импортные лекарства создадут двойное ценовое давление, указал Игорь Расторгуев. Он предполагает, что зарубежные препараты подорожают на 15–25% в зависимости от категории и конкуренции, а американские производители смогут увеличить цены примерно на 8–12%, благодаря снижению конкуренции.
Похожие прогнозы дал Владимир Чернов. Среди фармацевтики наиболее уязвимы импортные лекарства: их цены в США могут вырасти порядка 25%, что усилит нагрузку на потребителей и создаст риски для системы здравоохранения, отметил аналитик.
Какие страны пострадают из-за тарифов ТрампаАналитик «БКС Мир инвестиций» Кирилл Кононов заявил, что компании большинства стран начали заблаговременно разрабатывать методы обхода новых тарифов или их адаптации. Например, в Швейцарии удалось перенаправить экспорт в Европейский союз и развивающиеся рынки. В пределах нескольких лет возможен перенос части производств, ориентированных на американский рынок, на территорию США, отметил он.
В глобальном масштабе введение тарифов повысит инфляцию на 0,1–0,2 п.п. и замедлит мировой рост ВВП примерно на 0,1–0,3 п.п., подсчитал Владимир Чернов. В 2024 году мировой ВВП вырос на 3,2%, а в 2025-м прогнозируется рост в 2,3%. Глобальная инфляция на 2025 год оценивается в 4,2%.
— Рост инфляции и торговые конфликты повышают волатильность сырьевых рынков, что негативно сказывается на нефти и металлах. Дорогие лекарства в первую очередь затронут страны, зависимые от фармацевтического импорта. В транспортном секторе нововведения приведут к удорожанию поставок, что затормозит строительство и логистику, — уточнил эксперт. — Основными странами в зоне риска после введения новых пошлин являются Канада, Китай и Вьетнам. Канада поставляет около 30% хвойной древесины в США и уже сталкивается с дополнительными пошлинами в 14,5%, а новые тарифы на 10% создают двойное финансовое бремя для производителей. Китай и Вьетнам занимают лидирующие позиции в экспорте мебели на сумму около $12 млрд каждый в 2024 году, обеспечивая порядка 60% американского импорта мебели. В случае китайской продукции совокупные тарифы могут превысить 100%.
Для России последствия тарифов будут косвенными, подвел итог Александр Абрамов — заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии. Торговля с США ограничена, поэтому прямого влияния на российский рынок практически нет. Но замедление мировой экономики закономерно снизит спрос на российские экспортные товары — энергоносители, сырье и материалы, что в будущем отразится на доходах, указал специалист.
Кроме того, косвенные эффекты для России проявятся через снижение мирового спроса на энергоносители и металлы, что будет оказывать умеренное давление на экспортные доходы и курс рубля, добавил Игорь Расторгуев. Однако точных оценок пока нет, так как требуется дождаться первых результатов проводимой Трампом политики — августовских данных по инфляции и анализа влияния на мировой спрос.