ОДКБ впервые внесет новые виды вооружения в основные документы


Фото: Global Look Press/Ilya Moskovets

ОДКБ впервые включит гиперзвуковое и лазерное оружие в свои основные документы безопасности

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) впервые планирует включить новые типы вооружений в свои ключевые документы. Среди них — гиперзвуковое и лазерное оружие, а также беспилотные системы, сообщили «Известия». Такое решение позволит странам-участницам согласованно использовать данные виды вооружений для противодействия военным угрозам. Рассмотрение соглашения о сотрудничестве запланировано на 7 октября в Санкт-Петербурге в ходе заседания комиссии парламентской ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности. В объединенном штабе подчеркнули, что новые меры продиктованы обострением военно-политической ситуации.

Причины обсуждения новых видов вооружений в ОДКБ

Члены Организации Договора о коллективной безопасности, в которую сегодня входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения, намерены совместными усилиями противодействовать угрозам, связанным с применением новых видов оружия в конфликтах. Речь идет о взаимодействии в области изучения, информирования и использования таких вооружений. По словам главы комиссии парламентской ассамблеи ОДКБ по обороне и безопасности Анатолия Выборного, проект соглашения обсудят 7 октября в Санкт-Петербурге.

— Сейчас разведывательная и подрывная деятельность иностранных спецслужб, а также экстремистских группировок против России и соседних государств ОДКБ значительно активизировалась. Для нас важно тесно сотрудничать, обмениваться технологиями, экспертизой по новым видам оружия и разведданными, чтобы опережать возникающие угрозы, — отметил парламентарий, подчеркнув, что парламенты стран объединения координируют совместные действия с профильными ведомствами для успешного противостояния.

«Известия» получили доступ к актуальной версии «Модельного (типового) соглашения о сотрудничестве членов ОДКБ при использовании новых видов оружия и технологий». В этом документе стороны подтверждают приверженность основным принципам международного права, включая Устав ООН, Женевские конвенции и соглашения СНГ и ОДКБ. Особое внимание уделено определению термина «новые виды оружия».

Согласно соглашению, под новыми видами оружия подразумеваются «устройства и предметы, предназначенные для поражения противника в вооружённых конфликтах, а также комплексы и инструменты современных и перспективных достижений науки и техники, используемые для ведения военных действий, включая нелетальное, психофизическое и иное воздействие на противника с целью принуждения к миру».

— Объединенный штаб ОДКБ участвовал непосредственно в обсуждении и доработке соглашения, учитывая опыт совместных учений и современные военные конфликты. Военно-политическая ситуация в зоне ответственности организации становится все напряженнее, — пояснил «Известиям» начальник штаба, Герой России, генерал-полковник Андрей Сердюков.

По словам Андрея Сердюкова, в военных конфликтах, включая специальную военную операцию, стороны применяют новейшие виды оружия, военной и специальной техники, а также проводят практические испытания перспективных образцов.

— В такой обстановке усовершенствование нормативно-правовой базы стран ОДКБ необходимо для правового регулирования использования новых видов оружия и технологий при соблюдении принципов международного гуманитарного права, — добавил он.

Документ предусматривает совместное планирование и коллективное взаимодействие при использовании новых видов оружия и технологий, а также проведение совместной экспертизы и обмен информацией в процессе разработки и эксплуатации, подчеркнул начальник штаба.

— ОДКБ является важным инструментом поддержания стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Организация способствует доверию и укреплению отношений между государствами-участниками, — пояснил «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований при НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

По его мнению, среди приоритетных задач организации — борьба с терроризмом, наркотрафиком, религиозным экстремизмом, незаконной миграцией и реагирование на техногенные и природные чрезвычайные ситуации. Миротворческая деятельность также занимает значимое место.

— С 2020 года вызовы перед ОДКБ существенно выросли. Среди них — конфликт между Арменией и Азербайджаном, массовые протесты в Белоруссии, попытка переворота в Казахстане и угрозы национальной безопасности России и Белоруссии со стороны НАТО. В этих условиях организации необходимо развиваться, повышать эффективность и возможности, — отметил эксперт.

С учетом появления новых видов вооружений и роста применения технологий, включая искусственный интеллект, возникает важный вопрос об условиях и правилах их использования, добавил Тигран Мелоян.

О каких видах оружия идет речь

На данный момент арсенал новых видов оружия у стран ОДКБ не очень велик. В первую очередь это гиперзвуковое, лазерное вооружение и беспилотные системы, сообщил «Известиям» военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

— Практически все члены ОДКБ работают с дронами в той или иной степени. Речь идет о беспилотниках, действующих в трех средах. Среди них воздушные (летающие) дроны, включая FPV-дроны, которые достаточно просты и могут производиться кустарным способом без высоких технологий. Более крупными воздушными беспилотниками занимаются Россия, Белоруссия и Казахстан, — уточнил эксперт.

По словам Дмитрия Корнева, морские беспилотные катера и необитаемые подводные аппараты есть только у России, хотя Казахстан тоже может обладать такими средствами благодаря выходу к Каспийскому морю. Роботизированные наземные платформы, входящие в состав различных вооружений, разрабатываются практически всеми членами организации. Эксперт отметил, что такие разработки не являются очень сложными и технологически затратными.

Лазерные системы сейчас прежде всего нужны для борьбы с дронами, и ими занимаются только Россия и Белоруссия, добавил Дмитрий Корнев. На недавно прошедших учениях «Запад-2025» белорусские инженеры продемонстрировали лазерный комплекс «Шафран», предназначенный для борьбы с зависающими и низколетящими беспилотниками, который способен значительно усилить войсковую ПВО и защиту объектов.

— Россия занимает лидирующую позицию по гиперзвуковым системам. В Белоруссии ведутся работы над ракетными комплексами, потенциально способными нести гиперзвуковые боевые ракеты, в частности, это комплекс «Полонез», — добавил эксперт.

По словам Дмитрия Корнева, у России есть гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» с носителем — самолетом МиГ-31К и комплекс «Орешник». Что касается других стран, то, вероятно, гиперзвуковое оружие появится у них скорее в виде принятия на вооружение образцов иностранной техники, в том числе российского производства.

Как новое соглашение поможет противостоять угрозам

Профессор кафедры конституционного и международного права Военного университета им. князя Александра Невского Минобороны, разработчик документа Нателла Синяева в беседе с «Известиями» отметила, что необходимость создания данного соглашения вызвана несколькими факторами.

— Во-первых, отсутствует системное правовое регулирование в странах-участниках ОДКБ по применению новых видов вооружений и технологий. Во-вторых, расширяется спектр угроз национальной и коллективной безопасности, изменяется их характер и интенсивность. Следовательно, возрастает уровень риска последствий применения такого оружия как для государств, так и для общества. Поэтому документ должен установить общие правила на межгосударственном уровне как для мирного, так и для военного времени, — пояснила эксперт.

При этом она отметила, что определить точный перечень новых видов оружия сложно из-за быстрого развития науки и техники, которое трудно предсказать.

— Оружием могут стать даже привычные бытовые устройства, например, дистанционно управляемые элементы умного дома. Это классические предметы двойного назначения: многие пользователи не подозревают о возможностях своих бытовых приборов. Некоторые мирные предметы содержат скрытые функции, которые могут быть использованы в качестве оружия. То, что вчера было потребительской платформой для аэросъемки или детской игрушкой, сегодня преобразуется в носитель вооружения: массовые гражданские дроны переоборудуют для доставки боеприпасов и разведки, — объяснила Нателла Синяева.

Проректор Дипакадемии МИД РФ Олег Карпович подчеркнул, что развитие новых систем вооружений требует их закрепления в нормативных документах как на национальном уровне, так и в рамках военных союзов.

— Сейчас мы лишь в начале военной революции, связанной не только со специальной военной операцией, но и с быстрыми технологическими изменениями, включая искусственный интеллект. Всё это требует кодификации. ОДКБ имеет масштабные планы и значительный потенциал, вопреки критике оппонентов. Организация будет играть ключевую роль в формировании новой архитектуры единой и неделимой безопасности в Евразии, — отметил он «Известиям».

Мнение Олега Карповича поддержал военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Корощупов.

— Развитие военных технологий продолжается быстрыми темпами. Говорят даже о революции в военном деле. Например, создаются универсальные дроны, способные выполнять различные задачи — от разведки до действий в роли барражирующих боеприпасов. Появление новых видов вооружений необходимо фиксировать в стратегических документах, — отметил специалист.

Он также подчеркнул, что действующие соглашения по ядерному оружию не охватывают дроны и антидроновые системы. Если в будущем эти технологии будут включены в международные договоры, их нужно уже сейчас интегрировать в соответствующие документы, резюмировал эксперт.

Лента

Все новости