Активные формы музыкальной терапии, такие как пение, игра на инструментах и релаксация с визуализацией, способны эффективнее уменьшать степень боли по сравнению с пассивными методами, которые сводятся лишь к прослушиванию музыки. Об этом сообщает издание Medical Xpress.
По данным исследования University Hospitals Connor Whole Health (UH), у большинства пациентов, находящихся в больнице, периодически возникают острые болевые ощущения, которые могут появляться внезапно. Если боль плохо контролируется, это способно вызвать стресс и ухудшить восстановление функций после выписки. Учитывая зависимости и другие побочные эффекты, связанные с применением опиоидных обезболивающих, многие медицинские учреждения предпочитают использовать немедикаментозные способы, в том числе музыкальную терапию, для облегчения боли.
«Наша команда лицензированных музыкальных и арт-терапевтов осуществляет работу во всех отделениях больниц, взаимодействуя с врачами, медсестрами и другими специалистами, чтобы поддерживать пациентов и усиливать психосоциальную помощь», — рассказал доктор философии, руководитель программы экспрессивной терапии и обладатель гранта Лорен Рич Файн в UH Сенека Блок.
Он руководит крупнейшей в США программой экспрессивной терапии в рамках больничной системы, где трудятся 12 музыкальных терапевтов, пять арт-терапевтов и несколько стажеров, работающих в 10 медицинских учреждениях UH.
Несмотря на то, что ряд исследований подтверждает положительный эффект музыкальной терапии в уменьшении острой боли, единичных данных о том, какие методы терапии наиболее эффективны и какие пациенты лучше на них реагируют, недостаточно. Для устранения этого пробела доктор философии, магистр общественного здравоохранения и главный исследователь Сэмюэль Роджерс-Мельник обработал информацию о более чем 2 тыс. сеансов музыкальной терапии с участием пациентов с умеренной и сильной болью.
Он исследовал социально-демографические, клинические и терапевтические факторы, связанные с клинически значимым снижением боли (уменьшение на 2 пункта по шкале от 0 до 10) за один сеанс. Роджерс-Мельник и его команда сравнили четыре вида музыкальных терапевтических вмешательств.
Среди них выделяли рецептивную терапию — прослушивание живой или записанной музыки под руководством музыкального терапевта без активного участия пациента в исполнении или использовании релаксационных и визуализационных методик. Также рассматривалась рекреационная терапия, когда пациент поет или играет на музыкальных инструментах вместе с музыкой, но без создания композиций.
Другой метод — релаксация и воображение, при котором пациенты используют расслабляющие и визуализирующие техники без участия в музыке в активном исполнении или композиции. Наконец, композиционно-творческая терапия предполагает активное участие пациентов в создании музыки — написание песен, музыкальное осмысление своей жизни или запись произведений.
Для данного исследования была создана крупнейшая база данных по медицинской музыкальной терапии, включающая миллионы записей с демографическими сведениями пациентов, диагнозами, лекарствами и медицинскими процедурами, собранными из электронной медицинской карты UH.
«Мы в UH Connor Whole Health уверены, что реальные клинические данные из нашей практики можно применять для улучшения подходов, повышения эффективности лечения и помощи другим системам здравоохранения в достижении схожих результатов», — отметила доктор медицины, магистр наук, вице-президент UH Connor Whole Health и глава кафедры интегративной медицины имени Сары Х. Коннор Кристи Артц.
После коррекции на социально-демографические и клинические параметры выяснилось, что рекреационная музыкальная терапия повышала вероятность снижения боли на 2 пункта на 37%, а методики с релаксацией и визуализацией — на 48% по сравнению с рецептивными вмешательствами.
Кроме того, более долгие сеансы и те, для которых в документации была указана четкая цель контроля боли, чаще приводили к снижению боли на две единицы. Мужчины, пациенты на программе Medicaid и пациенты с серповидноклеточной анемией реже отмечали подобное уменьшение боли в ходе анализа.
«Полученные данные подтверждают важную роль музыкальных терапевтов в вовлечении пациентов в активное пение, игру на инструментах, релаксацию, дыхательные упражнения и визуализацию в рамках музыкальных интервенций для облегчения боли. Активное участие пациентов меняет ситуацию, что может повлиять на практику музыкальных терапевтов, внедрение таких услуг в больницах и дальнейшие научные исследования», — подчеркнул Роджерс-Мельник.
Ранее, 31 июля, издание Science Daily сообщало о том, что музыка может выступать эффективной альтернативой психотропным препаратам для больных деменцией. Этот подход предполагает включение музыкального терапевта в состав стационарной команды, проведение регулярных музыкальных занятий и создание индивидуализированных планов музыкального ухода.