Политолог Светов: конфликт Россия – НАТО не решится лишь словами


Фото: Global Look Press

Европа обвиняет Россию в нарушениях и готовится к военной эскалации — что происходит на самом деле

В течение прошлого месяца ряд европейских стран выступал с обвинениями в адрес России за якобы нарушение их воздушных пространств — подобные заявления поступали из Польши, Румынии и Эстонии без предоставления веских доказательств. Россию также обвиняют в участии в недавних инцидентах с дронами в Норвегии и Дании. Лидеры европейских государств обсуждают необходимость сбивать российские летательные аппараты при нарушении границ, а также рассматривают возможность создания «стены дронов». Помимо этого, недавно начались несколько учений НАТО, в том числе в районе Балтики, где отрабатываются сценарии блокады Санкт-Петербурга и Калининградской области. «Известия» попытались разобраться, зачем Европа подогревает напряженность и стоит ли ожидать будущей эскалации.

Как НАТО усиливает напряжение

Польша 10 сентября заявила о проникновении примерно двадцати российских дронов в свое воздушное пространство, причем некоторые из них были якобы сбиты. При этом в Варшаве признали, что обнаруженные беспилотники не были оснащены боевыми частями и не угрожали людям. Доказательства принадлежности дронов России не были предоставлены. В свою очередь, в России пояснили, что в ночь 10 сентября ВС страны наносили удары по военным объектам на территории Украины, а дальность полета использованных беспилотников не превышала 700 километров, что исключает возможность попадания на территорию Польши. В России полагают, что дроны могли проникнуть в Польшу со стороны Украины.

Румыния 13 сентября также заявила об обнаружении предполагаемого российского беспилотника в своем воздушном пространстве. Для перехвата были подняты истребители, однако дрон якобы изменил курс и направился обратно в сторону Украины. В МИД Румынии пригласили российского посла для выражения протеста, но из-за отсутствия убедительных данных об идентификации дрона протест был отклонен как необоснованный.

Эстония утверждает, что 19 сентября три российские истребителя МиГ-31 нарушили ее воздушное пространство. В то же время Минобороны РФ сообщило, что самолеты совершали плановый перелет из Карелии в Калининградскую область и не отклонялись от согласованного маршрута, нарушений границ не было.

Норвегия и Дания в ночь на 23 сентября зафиксировали появление в своем воздушном пространстве неизвестных дронов, что привело к временному закрытию аэропортов в столицах обеих стран. Власти продолжают расследование возможных связей между этими инцидентами. Дания уже отметила, что не исключает участия России, но в Кремле назвали такие предположения необоснованными.

Варшава и Таллин обратились за консультациями по статье 4 Североатлантического договора и созвали экстренные заседания Совбеза ООН. Во время одного из них министр иностранных дел Великобритании Иветт Купер предупредила о риске прямого вооруженного столкновения между НАТО и Россией. На этом фоне из Чехии, Германии и Литвы звучат призывы сбивать самолеты и дроны при нарушении границ. Вдобавок НАТО объявило о запуске операции «Восточный часовой» (Eastern Sentry), предназначенной для усиления безопасности восточного фланга альянса с участием примерно десяти стран, включая Данию, Францию, Великобританию, Германию и Чехию.

Справка «Известий»

Статья 4 Североатлантического договора предусматривает проведение консультаций между странами-участниками НАТО, если одна из них ощущает угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Применение статьи 4 не означает начале прямой военной конфронтации, но связано со статьей 5, которая предполагает, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов альянса рассматривается как нападение на весь союз. В этом случае НАТО получает право принять необходимые ответные меры, включая использование Вооруженных сил.

Причины европейской эскалации

• Данные инциденты служат очередным поводом, который европейские страны используют для оправдания своей конфронтационной позиции. Нарочито нагнетается военно-политическая напряженность. Этот факт подтверждается и недавними военными учениями, которые с 22 по 26 сентября прошли в Балтийском море (Neptune Strike) с высокой вероятностью отрабатывая блокаду Санкт-Петербурга и Калининградской области. Кроме того, в Португалии стартовали масштабные авиационные маневры NATO Tiger Meet — одни из крупнейших воздушных учений альянса в Европе.

• В российском экспертном сообществе считают, что вдохновителем милитаристской истерии выступает украинский лидер Владимир Зеленский. Он утверждает, что Россия расширяет операции с применением беспилотников, и настаивает на более жестких санкциях Запада, а также на усилении оборонного сотрудничества с Украиной. Зеленский уже предлагал Польше и Румынии совместно сбивать дроны.

• Летом 2024 года, после повторного вступления Урсулы фон дер Ляйен в должность главы Еврокомиссии, в Европе был взят курс на милитаризацию — она заявила о намерении укреплять оборону. Несмотря на серьезные бюджетные трудности, вызвавшие политические кризисы во Франции, Германии и Великобритании, Европейская комиссия разрабатывает все более обширные и дорогостоящие планы по развитию оборонной промышленности (подробнее).

• Текущая волна напряженности, связанная с нарушениями воздушного пространства, направлена на углубление вовлеченности США в украинский конфликт и противостояние с Россией. Также Европа стремится убедить Вашингтон сохранить поддержку НАТО и своих союзников. Европейская безопасность долгое время сильно зависела от США, которые поставляют значительную часть военной техники и имеют военные контингенты на базах в странах ЕС.

Справка «Известий»

По данным Международного института стратегических исследований, в 2024 году доля США в поставках истребителей в Европу достигла 46%, ракетных систем — 42%, бронетехники — 24%, артиллерии — 23%.

• Многие страны НАТО столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и пытаются замаскировать их, демонизируя Россию. Это выгодно в преддверии очередных выборов в Европе, где смена властных элит кажется вероятной. Таким образом действующим политикам удобнее оправдывать свое пребывание у власти и поддержку Украины — имея чёткое изображение врага, добиться консолидации проще.

• Аналитики отмечают, что подобного обострения давно не наблюдалось, и предупреждают о риске серьезного конфликта. Ожидаются более жесткие провокации, однако на данный момент Россия лишь испытывается на готовность дать ответ.

Текущее состояние европейского ОПК

• В Европе признают недостаточную эффективность системы обнаружения беспилотников и рассматривают вопрос создания «стены дронов» вдоль восточных границ ЕС, от Балтийского моря до Черного. Эта идея связана с прежней концепцией общеевропейского противовоздушного щита, обсуждавшейся в прошлом году, но затем практически исчезшей с повестки. Проект «стена дронов» — не новая инициатива, ее продвигала Литва с 2023 года, и несколько стран поддержали идею, однако финансирование ЕС отклонил.

• Конкретные параметры «стены» пока неизвестны, предположительно это может быть система обнаружения и подавления БПЛА. Запуск проекта может стимулировать развитие и увеличенное развертывание дронов в Европе, в то время как существующие запасы беспилотников значительно уступают российским и украинским.

• Европейским странам сложно эффективно отражать беспилотные атаки, поскольку это крайне дорогостояще. Например, дроны, обнаруженные в Польше, были изготовлены из фанеры и пенополистирола, но на их перехват поднимали истребители F-16 и F-35 стоимостью десятки миллионов долларов каждый. Час полета таких самолетов обходится в десятки тысяч долларов, учитывая затраты на топливо и техническое обслуживание. Также дорого стоят системы противодействия дронам, которые пока не выпускаются в массовом порядке. Частично это объясняется тем, что крупные оборонные компании, инвестировавшие десятилетия в разработку дорогих ПВО, не стремятся выводить на рынок более доступные решения.

• Европейские планы милитаризации в Брюсселе преподносят как необходимую подготовку к возможному противостоянию с крупной военной державой. В настоящее время состояние вооруженных сил Европы оставляет желать лучшего. После окончания холодной войны правительства европейских стран предпочитали не вкладываться в развитие оборонной промышленности и боеспособности, направляя бюджеты на другие цели. Адекватную боеготовность имеют лишь немногие государства ЕС.

• Как правило, вооруженные силы европейских стран за последние десятилетия не участвовали в реальных боевых операциях. Налицо значительные проблемы с готовностью к развёртыванию масштабных воинских структур. Так, Франция с армией около 200 тыс. человек имеет возможность быстро развернуть примерно одно соединение численностью до 8 тысяч военнослужащих, и не гарантирована их оперативная ротация. Великобритания, несмотря на большой оборонный бюджет, сталкивается с трудностями в готовности сухопутных сил и ВМФ к крупным конфликтам из-за проблем с инфраструктурой, техникой и численностью. При этом европейские страны нельзя недооценивать, поскольку при наличии финансирования они способны оперативно перестраивать и масштабировать оборонно-промышленный комплекс в течение нескольких лет.

При подготовке материала «Известия» учитывали и обсуждали мнения:

    полковника в отставке и военного эксперта Анатолия Матвийчука;политолога Юрия Светова;директора Института современного государственного развития, политолога Дмитрия Солонникова;политолога-американиста Малека Дудакова.

Лента

Все новости