ЦБ исключил переход экономики России в рецессию: ростовой резерв


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперты видят стабильный рост экономики России без рецессии в 2025 году

Совокупные статистические данные и прогнозы демонстрируют, что риск наступления рецессии в российской экономике в 2025 году отсутствует, сообщил журналистам на сессии по обсуждению денежно-кредитной политики советник председателя Банка России Кирилл Тремасов. «Известия» проанализировали, какие главные макроэкономические показатели позволяют исключить вероятность рецессии, а также выделили отрасли, которые, согласно прогнозам, станут двигателями экономического роста в ближайшие два года.

Причины стабильного развития

В Центробанке напомнили «Известиям», что среднесрочные прогнозы Банка России не предполагают наступление рецессии в ближайшем будущем. Экономика по результатам первых восьми месяцев выросла примерно на 1%, отметил старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов в интервью «Известиям». При таком росте даже слабые показатели в оставшуюся часть года вряд ли приведут к отрицательному годовому результату — для этого потребовалось бы значительное внешнее потрясение. К тому же предварительные данные по деловой активности обычно корректируются в сторону улучшения спустя некоторое время, что говорит о том, что начало года, скорее всего, окажется более успешным, чем изначально казалось.

— Я ожидаю, что ВВП в 2025 году вырастет чуть более чем на 1%, а инфляция в декабре по сравнению с декабрем прошлого года составит около 6%, — рассказал эксперт. — В 2026 году возможен более заметный реальный рост ВВП, но не радикально выше текущего уровня. Сохраняется ряд ограничений, среди которых ключевым является жесткий рынок труда. Рецессию полностью исключить нельзя, ведь из предыдущего опыта известно, что она может наступить неожиданно. На данный момент рецессия рассматривается как сценарий стресса.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин сообщил «Известиям», что за последние четыре года совокупный рост реальных инвестиций составил 36%. Это служит дополнительным фактором, снижающим вероятность рецессии, но не обеспечивает дезинфляции.

— Вероятно, рост в 2026 году составит около 1,5%, но больше ожидать сложно, так как высокая ставка ограничивает развитие частного сектора. Перспективы есть на 2027 год — возможен прирост в 2–2,5%. Однако эти показатели весьма скромны и заметно ниже требуемых для развивающегося рынка, — отметил эксперт.

Доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов в интервью «Известиям» отметил, что экономика вышла на «новое плато» с устойчивым, хотя и умеренным, ростом. Несмотря на значительные расходы, бюджетный дефицит поддерживается на приемлемом уровне около 2,1% благодаря своевременным мерам правительства, что обеспечивает гибкость бюджетной политики и возможность поддержки приоритетных отраслей без резкого увеличения госдолга.

Основные драйверы

Александр Абрамов, руководитель лаборатории анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии, рассказал «Известиям», что для государства рецессия является неприемлемой «красной чертой», которую нельзя переступать. Экономический блок совместно с Центробанком обладает необходимыми ресурсами для предотвращения подобного сценария.

— На ближайшие месяцы в борьбе с рецессией будет работать снижение ключевой ставки ЦБ, — полагает эксперт. — В случае необходимости существуют дополнительные инструменты: бюджетные инвестиции и ускоренный рост зарплат в бизнесе вместе с индексацией пенсий. В итоге основной опорой роста в 2025–2026 годах, скорее всего, станет потребительский спрос, на который государство сможет влиять.

Помимо мер денежно-кредитного регулирования, эксперт отметил, что ускорение роста поддержат отрасли, наиболее выигравшие от понижения ключевой ставки или менее сильно зависящие от инвестиций в реальные активы.

— Это сферы финансовых и профессиональных услуг на рынке ценных бумаг, — подчеркнул Абрамов. — Также ожидается рост в различных секторах обрабатывающей промышленности, особенно тех, которые получают поддержку через оборонные расходы, а также частично в строительстве и сельском хозяйстве. Строительство стимулируется смягчением денежно-кредитной политики, сельское хозяйство — устойчивым платежеспособным спросом населения.

Старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ Андрей Жуковский рассказал «Известиям», что российская экономика приобрела значительный опыт работы в условиях нестабильной макроэкономической среды во время действия санкций. Были проверены такие механизмы, как гибкое управление ключевой ставкой, валютные интервенции, аккуратное поведение регулятора на международных финансовых рынках, избирательное регулирование сегмента ценных бумаг и постоянное совершенствование законодательства в соответствии с текущей ситуацией.

— Ключевыми факторами я считаю золотовалютные резервы, сформированный Фонд национального благосостояния, своевременные и скоординированные действия Банка России, Министерства финансов и других государственных органов, отвечающих за денежно-кредитную политику, — пояснил эксперт. — Все вместе это дает возможность эффективно реагировать на серьезные вызовы.

По его мнению, в ближайшие два года основным источником экономического роста станут предприятия, уже сегодня ведущие промышленность к технологической независимости, работающие в рамках импортозамещения и имеющие портфель долгосрочных заказов на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Среди них — авиастроение, судостроение, цифровые технологии и IT-решения, ориентированные на бизнес и госструктуры. Значительную роль также играют пищевая отрасль и связанные с ней направления сельского хозяйства.

Возможные препятствия

Главным риском, по мнению Андрея Жуковского, является резкая нестабильность на мировых валютных и товарных рынках, что может усилить конкуренцию за доступ к крупным рынкам сбыта как сырья, так и высокотехнологичной продукции.

— Россия традиционно борется за свое место в этих сферах и сможет достойно конкурировать, особенно активизируя импортозамещение и постепенно локализуя высокотехнологичные производства внутри страны, — подчеркнул эксперт.

Александр Абрамов выделил два ключевых риска. Во-первых, замедление темпов денежно-кредитного смягчения либо умеренное ужесточение бюджетной политики может вызвать новую волну инфляции, которая приведет к долгосрочному поддержанию высокой ключевой ставки. Во-вторых, сохраняется угроза снижения экспортных доходов из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры и влияния санкций на энергоресурсы и другие экспортируемые товары.

Лента

Все новости