Уход за тяжелобольными, паллиативными или ранеными пациентами — это незаметная и тихая работа, но она имеет огромное значение для близких, когда человек не способен самостоятельно заботиться о себе. Особенно важно то, что такой уход включает многие тонкости и требует наличия специального обучения. Кто и каким образом оказывает помощь тем, кто нуждается в постоянной поддержке — в статье «Известий».
От помощи с гигиеной до стиркиВ России семьи, заботящиеся о тяжелобольных родственниках, могут рассчитывать на помощь государства, которая охватывает поддержку в передвижении, уход за личной гигиеной и даже стирку. Одинокие граждане без родных получают уход на дому, психологическую помощь и организацию досуга через соцработников и профильные организации.
К примеру, в Республике Бурятия система долговременного ухода (СДУ) активно развивается и работает за счет тесного взаимодействия медицинских и социальных служб.
— Это комплексная программа поддержки пожилых людей и инвалидов, которые утратили частично или полностью способность к самообслуживанию. Ее цель — создать условия для жизни в привычной обстановке и поддержать семьи, выполняющие уход, — рассказала эксперт.
По такому же принципу работает центр социальной поддержки «Аэлита». В штате центра — 128 социальных работников, сиделок и юристов, которые обеспечивают доставку продуктов и медикаментов, а также выполняют бытовые задачи, в том числе уборку и стирку, во всех уголках республики, включая отдаленные районы.
При этом руководитель НКО «Аэлита» Арюна Мылзенова в интервью «Известиям» отметила, что помощь доступнее в крупных городах. Это объясняется наличием возможностей для специализированного обучения уходу за тяжелобольными, поскольку основные медицинские и образовательные учреждения сосредоточены в мегаполисах.
— В небольших городах и сельских районах ощущается недостаток квалифицированных специалистов и ограничен доступ к обучению. Для ликвидации этого пробела нужно развивать дистанционные формы образования, создавать выездные мобильные бригады и стимулировать привлечение кадров в удалённые территории с помощью различных мер поддержки и мотивации, — подчеркнула Мылзенова.
Где есть помощь — там и надеждаБольница Святителя Алексия — многопрофильное лечебное учреждение Русской православной церкви на 302 коек, оказывающее медицинскую помощь всем вероисповеданиям. В филиалах в Ивановской, Московской и Ярославской областях предоставляют паллиативную поддержку. С апреля 2022 года учебный центр больницы обучил 1537 добровольцев по уходу, которые помогают в госпиталях Москвы, Московской области и на Донбассе.
Преподаватель учебного центра больницы Святителя Алексия и доброволец Наталья Аникина рассказала, что курсы по уходу за ранеными включают не только профессиональные умения, но и развитие отношения к пациентам с уважением, состраданием и поддержкой.
— На занятиях в учебном центре учат основам ухода за ранеными, правилам безопасного перемещения пациентов: как осуществлять уход, менять положение, переносить так, чтобы не причинить вреда ни пациенту, ни себе, включая защиту спины; соблюдению инфекционной безопасности для защиты себя и больных, а также техникам ухода, — пояснила эксперт.
Гигиенические процедуры, смена постельного белья, купание, стрижка, бритье и кормление помогают раненому почувствовать, что о нем заботятся, что он не забыт и не одинок.
— Приходя в госпиталь, мы стремимся сделать уход максимально комфортным и подходящим. Например, учитываем, может ли боец самостоятельно передвигаться или сидеть, и выбираем способ мытья. Если человек тяжелоболен, сестры по уходу моют его в кровати. Необходимо не просто выполнить процедуру, а сохранить чувство достоинства пациента. Даже если он обездвижен, без сознания или тяжело ранен, он остается личностью, достойной уважения, — рассказала Аникина.
После получения ранения и пережитых испытаний люди бывают в тяжелом психологическом состоянии. Задача ухаживающего — понять, как обеспечить всестороннюю поддержку пациенту.
— Представьте: здоровый мужчина вел активный образ жизни, а потом, например, потерял руку, и теперь ему надо научиться звонить, одеваться, мыть посуду — то, что раньше казалось простым. В период адаптации и обучения управлять телом без одной конечности люди часто теряются, раздражаются, переживают бессилие или депрессию, — подчеркнула Наталья Аникина.
Эксперт акцентировала внимание на важности не делать всё за пациента. Например, если у человека ампутирована рука и протеза пока нет, нужно научить его обходиться одной рукой или пользоваться специальными средствами. Главное — поддерживать желание пациента быть независимым. Хорошо продуманный план с маленькими достижимыми целями помогает повысить уверенность в себе.
— Иногда близкие говорят: “мы понимаем”, но фактически, имея две ноги, трудно понять, что переживает человек без обеих. Важно проявлять терпение и сочувствие, вместе искать пути решения. Пациент должен знать, что жизнь не заканчивается, несмотря на необходимость многому учиться заново. В этом семья и близкие играют огромную роль, — отметила Аникина.
Не навредить близкому и сохранить собственные силыПо словам главного врача «Медскан|Golden Care» Анастасии Гольцман, каждый третий россиянин сталкивается с необходимостью заботиться о тяжелобольном близком человеке. При этом уход требует постоянного вовлечения и представляет собой сложную задачу. Только у четверти тех, кто ухаживает, удается находить время для себя и восстановления ресурсов. Часто приходится жертвовать работой, увлечениями и собственными интересами.
— Среди наиболее частых чувств, которые испытывают ухаживающие — отчаяние, чувство вины, а также злость, агрессивность, повышенная тревожность и постоянная усталость. В паллиативной помощи родственников именуют «вторичными пациентами», поскольку чрезмерный груз забот часто приводит к ухудшению их здоровья, — поделилась Гольцман.
Эксперт выделила, что для сохранения сил важно грамотно распределять обязанности. Среди вариантов — привлекать других родственников, друзей, социальные службы или благотворительные организации для помощи в уходе. Нужно своевременно осознать, что без делегирования и периодического отдыха поддерживать такой режим долго невозможно.
— Не стоит забывать и о повседневном уходе за собой: чистке зубов, расчесывании, приеме душа, сбалансированном питании и хорошем сне — эти рутинные действия дают чувство опоры и помогают оставаться в ресурсе, — подчеркнула специалист.
Слишком интенсивная забота может негативно сказаться как на пациенте, так и на самом ухаживающем, поскольку истощает ресурсы и не дает пользы. Часто так бывает, если родственники стремятся любой ценой вылечить близкого или добиться значительного улучшения, что связано с отсутствием полноценного контакта с лечащим врачом и нежеланием принять серьезный диагноз.
— Такая активность, к сожалению, не всегда оказывается успешной: нередко терапевтические возможности исчерпаны, а дальнейшее лечение только ухудшает состояние. Близким важно реально оценивать состояние пациента, понимать, что можно продолжать, а что только навредит качеству жизни, — объяснила специалист.
Принять диагноз и адаптироваться к болезни, обеспечить деликатный уход, сохраняя собственное здоровье, может помочь профессиональная психологическая поддержка, отметила Анастасия Гольцман.