Магистраль в ад: как Германия превратилась в нацистскую страну


Фото: Global Look Press/IMAGO/George Pahl

Как в 1935 году Нюрнбергские законы изменили судьбу Европы навсегда

15 сентября 1935 года в Нюрнберге были введены в действие известные как Нюрнбергские расовые законы, оставшиеся в памяти XX века. В Германии, которой в то время рулел Адольф Гитлер, пришедший к власти примерно за два с половиной года до этого, население было разделено на высшую и низшую категории. Страна юридически стала нацистской, и началась одна из самых позорных и ужасных глав в истории Европы. Хотя эти законы действовали менее десяти лет, их тёмное наследие Третьего рейха и сегодня вызывает неподдельный интерес у потомков. Более подробно — в материале «Известий».

Идеология Гитлера

После удачного для национал-социалистической партии результата на выборах в рейхстаг 1930 года, штурмовики СА ощутили свою мощь и приступили к погромам. Тогда многие надеялись, что эта вспышка насилия — лишь временное и уродливое явление, и что, получив власть, Адольф Гитлер откажется от радикализма. Отношения между Гитлером и лидерами штурмовиков изначально были непростыми. В первые годы нахождения у власти Гитлер старался поддерживать баланс, чередуя резкие проявления национализма с паузами. В 1934 году даже замечалась удивительная тенденция: еврейские семьи, уехавшие раньше из Германии, начали возвращаться, полагая, что жизнь в стране нормализуется и нацизм станет чем-то подобным итальянскому режиму Муссолини. Это оказалось жестокой ошибкой.

Фото: РИА Новости Пылающая синагога на улице Ораниенбургерштрассе в Берлине. Во многих немецких городах произошли еврейские погромы

Йозеф Геббельс с горечью говорил о событиях: «Евреи снова пытаются ходить по нашим улицам, но они должны понять, что они не такие, как мы». Пресса несла яростные лозунги о неарийцах, которых считали людьми второго сорта. Но в то время нацисты не стремились к полному уничтожению евреев — их цель была заставить их покинуть Германию. 21 мая 1935 года евреям запретили службу в армии и полиции, а к лету запретили посещать кафе и рестораны. Таблички «Евреям вход воспрещен» появились в кинотеатрах и клубах. Активисты СА и СС пикетировали магазины и предприятия, принадлежавшие евреям, что зачастую перерастало в шумные и жестокие погромы...

Антисемитизм являлся фундаментом исторической и политической концепции Гитлера: он связывал еврейские корни с британским империализмом и советским коммунизмом. Наведение порядка в Германии фюрер связывал с ограничением влияния еврейских бизнес- и финансовых кругов в пользу немецкого капитала. О кровавых последствиях таких мер догадывались немногие. Что касается международного мнения, то уже к середине 1930-х большинство стран отзывались о Гитлере негативно — с опаской, насмешкой или презрением. Исключение составлял Советский Союз, который боролся с нацизмом на уровне государства. Для Гитлера Москва была врагом без возможности компромисса, он считал славян народом низшего сорта «унтерменшами», а коммунистическую идею — врагом, достойным полного уничтожения. В этой борьбы нацисты прибегали к искажениям фактов, массовым репрессиям и клевете.

Одним из факторов, почему нацисты смогли завоевать доверие и поддержку значительной части немцев, было обращение к низменным человеческим страстям — насилию, чувству превосходства и желанию отомстить за поражение в Первой мировой войне, которая вызвала затяжной экономический и моральный кризис. Гитлер предлагал «чудодейственный» план становления Германии через беспощадное угнетение представителей «низших рас» и указал евреев как виновников всех бед, часто включая в число врагов и англичан, славян, французов...

Нюрнбергский съезд

Закрепление расистской идеологии на законодательном уровне с начала 1930-х годов было одной из ключевых целей нацистов. Обычно ради тактики они не афишировали свою истинную цель. Гитлеровцы планировали коренное переустройство мира и смогли возвести свою паранойю в ранг закона.

В сентябре 1935 года в Нюрнберге прошел традиционный ежегодный съезд НСДАП, который вошел в историю благодаря принятию ряда расистских законов. Они ярко демонстрируют, как страна Лютера и Гете рухнула в варварство. Гитлер заранее назвал съезд «съездом свободы», подразумевая освобождение Германии от условий Версальского договора 1919 года. Национал-социалисты отвергали ограничения на военное развитие страны, навязанные после поражения в Первой мировой войне. Документальный фильм о съезде назывался «День свободы. Наши вооруженные силы».

События сопровождались массовыми театрализованными маршами, которые разжигали фанатизм и экстаз в обществе. Гитлер выступил с пламенной речью перед десятками тысяч людей на площади, а его слова транслировало радио по всей Германии. Фюрер в основном говорил о перспективах военного укрепления страны, лишь намекая на идею расового превосходства, но не раскрывая детали принятых законов. Гитлер осторожно относился к реформам, стараясь сохранять положительный образ Германии в мире, особенно в преддверии Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Поэтому Нюрнбергские законы оказались мягче, чем ожидали штурмовики. От крайних мер, которые предлагал, например, Отто Штрассер — таких как уничтожение евреев и других «недочеловеков», — Гитлер отказался.

О полном «окончательном решении» тогда речи не шло, однако именно в сентябре 1935 года нацисты открыли ящик Пандоры, легализовав преступный культ насилия под предлогом защиты «чистоты крови». В немецких городах начались массовые репрессии против тех, кто нарушал расовые законы. Закон позволял произвол и насилие на улицах. Вскоре с началом войны немцы продемонстрировали ужасающую бесчеловечность как на фронте, так и в оккупированных территориях, а также в обращении с пленными. Этнические чистки и эксплуатация рабского труда захваченных народов стали горькой реальностью. Идейным оправданием этих преступлений служила теория о превосходстве потомков Зигфрида, которым всё позволено, а для тех, кого считали людьми второго сорта, оставались концлагеря или смерть. Такая политика привела не только к ужасающим последствиям для всех врагов нацистской Германии, но и к неизбежному краху Третьего рейха.

Законы волков

Одним из авторов расовых законов стал Геббельс. Читая их, невозможно не испытать отторжения. «Закон о гражданине рейха», «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести» — это попытка пробудить в людях животную жестокость и шовинизм. Особо в законах было прописано: «Еврей не может быть гражданином рейха, у него нет политического права голоса и ему запрещено занимать государственные должности».

Фото: Global Look Press/Mary Evans Picture Library Разрушенная синагога, 1938 год

В истории мира антисемитизм наступал в основном в религиозной плоскости: евреев, которые приняли христианство, как правило, не преследовали. Гитлеровцы отвергли этот подход и объявили евреев расой неполноценной. Особое значение они придавали этнической принадлежности: считалось, что если во втором поколении предков имеется три-четыре еврея, этот человек определяется как еврей, даже если его родственники приняли христианство. Эта категория тщательно выявлялась. Фактически, Нюрнбергские законы говорили, что таким людям в Германии не место. Гражданские права были лишь у тех, кто имел немецкую или родственную кровь и показал преданность рейху — все остальные, включая политических противников нацистов, оказывались врагами.

Закон о защите немецкой крови и чести запрещал браки и интимные отношения между евреями и гражданами Германии, считая это «расовым загрязнением». Ответственность за такие связи несли оба партнера, причем евреи карались строже. Обсуждалось даже введение смертной казни за связь с настоящими арийцами. Эти законы были утверждены подконтрольным рейхстагом. Меры распространялись также на чернокожих и цыган. Время подтвердило, что сентябрьские законы стали лишь отправной точкой для дальнейшего ужесточения расовой политики в Германии. Уже в ноябре 1935 года расовое законодательство было дополнено новыми актами.

Фото: Global Look Press/Scherl Уборка после «Ночи разбитых витрин» в Берлине, 1938 год

Можно ли утверждать, что все немцы единогласно поддержали эти античеловеческие законы? К тому времени в Германии утвердилась система единомыслия, и любая критика национал-социалистов жестко пресекалась. Несогласных считали врагами, подлежащими уничтожению. К сожалению, значительная часть политически активных немцев разделяла взгляды нацистов, что втягивало страну в пучину нацизма.

Урок Нюрнберга

События в Германии 1935 года стали тяжёлым уроком для всего мира. Они показали, что не только морально недопустимые, но и разрушительные идеи в кратчайшие сроки могут овладеть большими народами, вызывая массовые эмоции и эйфорию. Лидеры нацизма достигли удивительного мастерства в манипулировании массовым сознанием до уровня гипноза.

В ходе освобождения Европы от гитлеровцев Красная армия и её союзники уничтожили Нюрнбергские законы. Не случайно именно в Нюрнберге в 1945 году проходил суд над Третьим рейхом. Германия не раз признавала преступления нацистов, но разговоры об ответственности обычно остаются лишь лицемерными репликами. Намного важнее создавать систему, не допускающую возрождение коричневой идеологии. Глубокий анализ этого опасного явления и причин, сделавших расизм идеологической основой крупнейшей западноевропейской державы, остаётся актуальной задачей и сегодня, и в будущем.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Лента

Все новости