В Белоруссии состоялась встреча президента Александра Лукашенко с представителем американского президента. Дональд Трамп передал в Минск подарок — запонки с мотивом Белого дома. В знак доброй воле в Белоруссии освободили несколько десятков человек и сообщили о готовности к «большой сделке» по заключенным. В ответ Вашингтон снял санкции с авиакомпании «Белавиа» и выразил намерение открыть американское посольство в стране. В то же время Евросоюз выстраивает принципиально иные отношения с Белоруссией: в ночь на 12 сентября Польша полностью закрыла границу, и Латвия намерена пойти по ее примеру. Различия в подходах проанализировали «Известия».
Не с пустыми рукамиВ Минск на встречу с Александром Лукашенко прилетел представитель президента США Джон Коул с письмом от Дональда Трампа и подарком — запонками с изображением Белого дома.
«Уважаемый господин Лукашенко, мы с Меланией передаем наши наилучшие пожелания по случаю вашего дня рождения», — гласило послание, подписанное Трампом его первым именем. В письме выражались пожелания здоровья и благополучия Лукашенко, а также уверенность в дальнейшем сотрудничестве. Также Трамп поздравил белорусскую теннисистку Арину Соболенко с победой на Открытом чемпионате США в Нью-Йорке.
По словам Джона Коула, такая подпись — «особый знак дружбы» от президента США, который редко подписывается своим первым именем.
Лукашенко отметил оригинальность запонок и выразил намерение ответить подарком.
На переговорах представитель США сообщил, что Трамп потребовал немедленного снятия санкций с белорусской государственной авиакомпании «Белавиа», и что это решение уже подтверждено соответствующими ведомствами.
Он добавил, что американские власти стремятся возобновить работу американского посольства в Белоруссии.
«Мы хотим развивать экономические связи и торговлю между нашими странами», — акцентировал представитель США.
Ответным добрым жестом Минск также продемонстрировал готовность к диалогу. Как сообщили в пресс-службе белорусского президента, «президент Лукашенко распорядился помиловать ряд иностранных граждан, осужденных за шпионаж, участие в экстремистских и террористических действиях и иные преступления на территории страны».
Сначала сообщалось о помиловании 14 человек: из них шесть — граждане Литвы, по двое — Латвии, Польши и Германии, а также один гражданин Франции и один британец. Позже в пресс-службе уточнили, что всего президент помиловал 52 человека, все они покинули страну.
Лукашенко заявил о готовности обсудить с Трампом масштабную сделку по обмену заключенными.
Перекрыли небо и границыВ то же время Евросоюз выстраивает другую стратегию по отношению к Минску. Брюссель регулярно ужесточает санкции, а в середине июля запретил любые финансовые операции с Белоруссией. Ранее ограничительные меры касались специализированных услуг по обмену финансовой информацией.
В новом пакете санкций ввели ограничения для военного комплекса Белоруссии, затронув восемь предприятий ВПК страны, включая эмбарго на ввоз оружия.
Год назад ЕС расширил санкции против власти, судей и следователей Белоруссии, добавив в черный список ещё 28 граждан страны. Сейчас в списке санкций ЕС более 300 физических лиц и около 40 организаций.
Особенно решительно по отношению к Минску выступают Польша и три балтийские страны. В ночь на 12 сентября польские власти полностью закрыли сухопутную границу и воздушное пространство с Белоруссией.
Премьер-министр Польши Дональд Туск пояснил, что меры связаны с белорусско-российскими учениями «Запад-2025», которые должны пройти с 12 по 16 сентября. В учениях будут задействованы более 13 тысяч человек, их цель — отработка координации в рамках Союзного государства, включая планирование применения ядерного оружия и ракетного комплекса «Орешник».
Латвия собирается последовать примеру Польши и закрыла последний пункт пропуска на границе с Белоруссией. Об этом заявил министр внутренних дел Рихард Козловскис, отметив, что это решение призвано быть «согласованным и единым для всех трех стран Балтии».
Накануне латвийский сейм передал на рассмотрение комиссии по национальной безопасности проект решения о полном закрытии границ с Россией и Белоруссией на время учений «Запад». Министерство обороны Литвы также сообщило о закрытии воздушного пространства на границе с Белоруссией.
Мнения экспертовРуководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич в интервью «Известиям» подчеркнул, что взаимодействие Вашингтона и Минска нельзя называть восстановлением отношений.
— Идет сложный процесс взаимного обмена между сверхдержавой и европейским государством со значительно меньшим потенциалом. Белоруссия входит в состав Союзного государства России и Белоруссии, участвует в ШОС и Евразийском экономическом союзе. Республика находится в центре Европы и рассчитывает на определенные преимущества в соответствии с этим, — пояснил политолог.
Эксперт отметил, что Белоруссия — независимая страна с собственной внешней политикой и интересами.
— Ее интересы во многом совпадают с российскими, но не полностью, что следует учитывать, — добавил Николай Межевич.
Директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман в комментарии «Известиям» обратил внимание, что Брюссель и Вашингтон придерживаются разных философий в вопросах отношений с Минском и Москвой.
— Европейцы регулярно повторяют, что у них есть принципы, которые они сами же и провозглашают, а затем выдвигают различные требования. При этом сами до конца не понимают, чего хотят и какие условия ставят, — пояснил эксперт.
Хотя интересы Трампа часто не совпадают с российскими и белорусскими, он придерживается идеи дипломатического урегулирования.
— Для него нужны переговоры, чтобы добиться результатов или решить проблемы. В этом и заключается отличие, — объяснил аналитик.
При этом не все в Европе поддерживают жесткий курс Польши и балтийских стран в отношении Белоруссии и России, отметил эксперт.
— Многие задаются вопросом, кто дал Варшаве и балтийским странам право диктовать остальным странам ЕС политику в отношении Минска и Москвы. Если белорусско-американские отношения улучшатся, возможно появятся меры по снижению напряженности, — подытожил политолог.
Прейгерман добавил, что при дальнейшем обострении возможны два варианта развития ситуации.
— Первый — эскалация становится хронической, например, временное закрытие границ между Польшей и Белоруссией может затянуться надолго. Второй — резкая деэскалация. Точные прогнозы пока затруднительны, но учитывая ход американо-белорусских переговоров, шансы на деэскалацию существуют, — заключил эксперт.