Что грозит блогеру Алехину за обсуждение схем «раздербанивания» денег


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Блогеру Алехину грозит до 10 лет за возможное мошенничество с благотворительными средствами

Юристам кажется, что блогеру Роману Алехину может грозить до 10 лет тюрьмы, если распространение видеозаписи станет основанием для уголовного дела. «Известия» 9 сентября обнародовали видео с тайной съемкой, где Алехин говорит о том, как использовать 200 млн рублей пожертвований, которые хотят перевести его благотворительному фонду. Из разговора следует, что 150 млн рублей запланировано направить на медикаменты, однако их будет доставлено меньше, чем указано в официальных документах. Оставшиеся 50 млн планируется потратить на неизвестные цели. Юристы выделили в произошедшем признаки минимум двух преступлений — мошенничество и отмывание денег. Сам Алехин в комментарии «Известиям» считает себя невиновным и утверждает, что в видео фразы вырезаны из контекста, подтверждающих преступный умысел документов нет. Подробности — в материале «Известий».

Что произошло с блогером Алехиным

Роман Алехин в разговоре с «Известиями» опроверг распространённые в СМИ сведения о якобы имевшем место намерении легализовать деньги.

9 сентября издание получило доступ к кадрам, снятым тайно, на которых военный блогер и бывший советник губернатора Курской области обсуждает, как использовать большую сумму, которую намереваются передать его благотворительному фонду. По словам Алехина, бизнесмен, имя которого не раскрывается, планирует перечислить 200 млн рублей. Из них 150 млн должны пойти на закупку медикаментов у связанных структур. При этом откровенно говорится, что объём поставок будет меньше, чем по документам — на 10–12%.

Фото: Telegram Военный блогер и бывший советник губернатора Курской области Роман Алехин

«Сейчас мне нужно пару дней подумать и найти подходящий механизм. Если мы будем действовать, то 10% — небольшая потеря, но важно, чтобы механизм был максимально чистым. Все документы должны быть "белыми" от начала до конца», — говорит Алехин на записи.

В ходе разговора обсуждается поиск командира подразделения, который благословит документы, зная о занижении количества медикаментов.

«Нужно так сделать, чтобы доверенный получатель официально расписался... Он потом быстро спишет препараты», — утверждает блогер.

Из видео также видно, что остальные 50 млн рублей Алехин намерен расходовать по своему усмотрению.

Справка «Известий»

Роман Алехин родился в Курске и сейчас ему 45 лет.

В юности он пережил ДТП с тяжелой травмой позвоночника. После школы учился в Тульском филиале Международного юридического института. Вернувшись в Курск, служил в полиции в отделе борьбы с экономическими преступлениями.

В начале 2000-х прекратил службу и помогал отцу, директору предприятия ортопедии. В 2003 году открывал свой магазин ортопедических товаров.

Параллельно занялся политикой и вел блог на эту тему. После начала военной операции на Украине создал благотворительный фонд для помощи российским военным. В 2022 году получил повестку, но на фронт не пошел из-за старой травмы.

Летом 2024 года назначен советником губернатора Курской области Алексея Смирнова, работал до декабря, затем ушел с поста после назначения и.о. главы области Александра Хинштейна.

10 сентября пресс-служба МВД Курской области сообщила о начале доследственной проверки по этой ситуации.

В интервью для «Известий» Алехин назвал распространённые сообщения «ложными» и заявил, что обратится в суд.

— Выложенные сведения основаны на вырванных из контекста фрагментах. В полном просмотре записи нет упоминаний о "отмывании денег". Представление материала в таком виде правовой основы не имеет. Нет документов, доказывающих незаконные действия, что делает обвинения необоснованными. Мы не будем предпринимать никаких действий по этому вопросу, но готовим судебные иски против распространителей ложной информации, — сказал он.

Он подчеркнул, что будет жаловаться на нарушение неприкосновенности частной жизни, так как видео было снято без разрешения. Также планируются гражданские иски о защите чести и достоинства.

Алехин объяснил, что несколько месяцев назад к нему обратились люди, называвшие себя солидными бизнесменами. Они предложили перечислять на фонд по 100 млн рублей в месяц, итого 200 млн, с условием заключения договора и тратой двух третей суммы на лекарства от их компании.

— Говорили, оставшуюся треть можно тратить на важные цели фонда: покупать рации, открывать музей — что угодно, — рассказал Алехин.

Многие коллеги блогера резко осудили увиденное на видео, отметив, что "от этого не отмыться". Они выразили надежду, что один человек не испортит репутацию всего волонтерского сообщества, которое на протяжении более трех лет несет ответственность за помощь российским военным на СВО. Глава Ассоциации ветеранов СВО в Жуковском Денис Козлов считает, что таких людей следует отправлять на передовую, чтобы они испытали на себе тяготы фронта.

Это не первый громкий случай, связанный с Алехиным. В начале 2000-х он основал компанию по выпуску протезов. Государство закупало у него оборудование для инвалидов. В 2014 году его судили за продажу некачественных протезов — вместо новых он продавал старые, которые приобретал за копейки у семей умерших инвалидов или нуждающихся. Тогда ему дали штраф.

Что может грозить видеоблогеру

Если будут достаточные доказательства, действия Алехина могут квалифицировать по двум статьям, считает юрист, руководитель НИЦ «Право и спорт» Оливия Ливингстон.

— В первую очередь речь идет о легализации средств, полученных преступным путём, где решающее значение имеет доказательство осведомленности о незаконном происхождении денег. Во-вторых, возможна статья о мошенничестве в особо крупном размере, если подтвердится хищение средств в рамках благотворительности, — пояснила она.

Если выяснится, что из-за действий пострадали поставки медпрепаратов бойцам и нанесен вред их здоровью, возможно возбуждение дополнительных уголовных дел.

— Следователи наметят, какое преступление основное, возможно мошенничество будет первичным, а легализация — вторичным. Часто они идут вместе, — отметила Ливингстон.

Юрист привела примеры похожих дел, недавно имевших резонанс. Среди них — дело фонда «Патриот», чей руководитель признан виновным в закупках продуктов и медикаментов по завышенным ценам у связанных компаний с присвоением разницы. Дело квалифицировано по статье о мошенничестве в особо крупном размере.

В Ростовской области продолжается суд над волонтером А. Петровым. По версии следствия, он организовал сбор денег на тактические очки и тепловизоры, которые либо не поставлялись, либо поставлялись не в заявленном количестве. Его обвиняют в мошенничестве и легализации средств.

В Свердловской области возбуждено дело из-за проблем с бронежилетами, которые оказались некачественными. Организация, собравшая свыше 300 млн рублей, передала военным средства защиты, не соответствующие заявленному качеству. Возбуждено дело о нецелевом расходовании средств.

В Санкт-Петербурге в 2023 году координаторов волонтерского сообщества обвинили в присвоении более 50 млн рублей, собранных на БПЛА. Деньги направлялись на подконтрольные фирмы в виде предоплаты за поставки, которые так и не привезли. Обвинения — мошенничество в особо крупном размере.

Адвокат и член Московской адвокатской палаты Василий Бурдюг указал, что в данной ситуации могут быть три статьи УК РФ: мошенничество, легализация и растрата.

— С учетом размера средств речь идет о мошенничестве в особо крупном размере, за что предусмотрено лишение свободы до 10 лет, — пояснил он.

Андрей Некрасов, управляющий партнер юридической фирмы «Некрасов, Рудоманов и партнеры», отметил, что срок наказания за такие преступления может достигать десяти лет.

— Если подтвердится факт преступления, максимальное наказание — лишение свободы до 10 лет, а по статье о легализации — до семи. Однако точная статья зависит от развития дела. В целом практика показывает, что за подобные деяния может грозить до 10 лет тюрьмы, — сказал Некрасов.

Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal, добавил, что серьёзность наказания зависит от множества моментов.

— Важны цели пожертвований и документальное закрепление, фактические поставки и их объем, рыночная цена, соответствие номенклатуре. А также роль конкретных лиц — кто продвигал схему, подписывал договоры, распоряжался счетами, получал прибыль, — отметил он.

По его словам, уже есть практика по делам о наживе на поставках для СВО, связанные с фиктивными операциями, пустыми консалтингами, надбавками без поставок, ущерб считался десятками миллионов.

— В некоторых случаях пытались добавить статью о легализации, но ключевой вопрос — доказать цель придать похищенным средствам вид законности, а не просто трату, — объяснил эксперт.

Если версия подтвердится, речь пойдет о «особо крупном размере», и максимальное наказание по уголовному кодексу может достигать 10 лет лишения свободы с штрафами и ограничениями, считает юрист.

Лента

Все новости