Минобрнауки опубликовало проект постановления правительства с правилами определения количества платных мест в вузах на следующий учебный год. Согласно документу, их сократят и в государственных, и в частных вузах. Точную цифру платных мест вузы узнают в ноябре, на то, чтобы оспорить эти цифры, будет только пять дней. При этом методика оспаривания вступит в действие только к декабрю 2025 года. В итоге к концу года все университеты уже будут знать, сколько студентов они смогут принять в 2026-2027 гг. на внебюджет. Как будет формироваться платный прием и насколько болезненным для вузов может стать ограничение — разбирались «Известия».
Когда вузы узнают новые объемы платниковВ Минобрнауки подчеркивают, что нынешний проект постановления о платных местах касается только приемной кампании 2026/27. После этого результаты проанализируют и при необходимости правила скорректируют.
Внедрение системы будет поэтапным и коснется только определенных направлений подготовки. Они пока не определены. Итоговое количество платных мест согласует межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители федеральных ведомств — учредителей вузов, органов власти, а также объединений работодателей и профильных организаций.
Формироваться объем внебюджетников для каждого вуза будет по методике Минобрнауки. Сама она пока не разработана, но, как сообщили «Известиям» в министерстве, должна вступить в действие с 1 декабря текущего года.
При этом, согласно проекту постановления, к 5 ноября Минобрнауки доведет до каждой образовательной организации предложения о предельном количестве мест для платного приема. В течение пяти дней у вуза будет возможность скорректировать цифру. Но для этого потребуется основание по методике, которой тоже пока нет.
До 20 ноября Минобрнауки рассматривает предложения университетов и представляет в межведомственную рабочую группу итоговый проект постановления о числе «платников». Проект рассматривают до 1 декабря, а к концу года Минобрнауки утверждает окончательные объемы платного приема.
Сложности с формированием бюджетовВ ряде опрошенных «Известиями» университетов заявили, что установленные сроки могут помешать своевременно сформировать бюджет на 2026-й календарный год.
Директор департамента цифрового развития и приема абитуриентов Государственного университета управления (ГУУ) Вадим Диких считает, что, вероятнее всего, времени на корректировку бюджета не хватит, если окончательные цифры платных абитуриентов утвердят в декабре 2025 года. В этих условиях университеты будут планировать по максимальному значению, а не от реальных возможностей, говорит он.
Ректор Пензенского государственного аграрного университета (ГАУ) Олег Кухарев также поясняет, что если контрольные цифры доведут 29-31 декабря, то корректный план вуз сделать не успеет: придется вносить корректировки в 2026 году. В целом вузы выразили желание узнать цифры до начала декабря.
Проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Людмила Панкова отметила, что появление конкретных сроков означает лишь, что объем платного приема на будущий учебный год нужно будет планировать раньше, чем обычно.
Однако доктор технических наук, автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый полагает, что времени у вузов будет достаточно.
— Другое дело, что варианты для компенсации выпадающих доходов особо не просматриваются, так как внебюджетная составляющая у многих региональных университетов составляет 50 и более процентов в консолидированном бюджете, — сказал он «Известиям».
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина указывает также на другую проблему: вузам дается всего пять дней на возможность обоснованной корректировки цифр. Этот небольшой срок могло бы компенсировать участие вузов в разработке самой методики, но и этого, судя по всему, не происходит: опрошенные ректоры вузов указали, что им неизвестно, какой будет эта методика.
Какой будет методика определения платного приемаВ Минобрнауки «Известиям» сообщили, что методика проходит межведомственное согласование и будет учитывать как специфику образовательных организаций, так и прогноз потребности национальной экономики в кадрах, особенно по приоритетным направлениям подготовки. Ориентир — обеспечение технологического лидерства РФ.
Евгений Белый подчеркивает, что методика абсолютно новая, потому что до сих пор ограничения на число платных студентов не вводились.
— Секвестироваться будут в основном направления, связанные с менеджментом, экономикой и юриспруденцией. Ожидаемо также, что основной удар примут на себя региональные университеты и негосударственные вузы, — сказал собеседник «Известий».
Вадим Диких из ГУУ отмечает, что методика, скорее всего, будет затрагивать общие показатели эффективности приема прошлых периодов.
В МГТУ им. Бауманке полагают, что сокращение может коснуться университетов с «весьма условными квотами на платное отделение», определенными без учета реальных текущих возможностей и стратегического планирования.
Ирина Абанкина указывает, что, вероятнее всего, правила будут учитывать уже существующую методики по определению эффективности вузов, в которой оценивается трудоустройство выпускников и другие параметры.
Однако она опасается, что каждый случай учесть не получится: перекосы в системе уже есть. В пример Ирина Абанкина приводит ситуацию с рядом направлений в НИУ ВШЭ, где уже пришлось сокращать количество платных мест и даже возвращать деньги тем, кто оплатил договоры: это коснулось уникальных и очень востребованных направлений с большим конкурсом.
Эксперт подчеркивает, что простые критерии регулировки платного приема, будут малопригодны, и не верит, что ограничение сверху окажется эффективным.
Как отреагировали вузы на возможные сокращенияКак уточнили «Известиям» в Минобрнауки, в 2024/2025 учебном году на платной основе в вузах обучалось 2 409 828 человек, или 52% студентов. В Москве эта доля доходит до 65%.
— При этом 42,5% платного контингента проходило обучение на экономических и юридических специальностях, несмотря на переизбыток специалистов данного профиля, — заявили в Минобрнауки, подчеркнув, что регулирование нацелено прежде всего на выстраивание гибкой системы отраслевых приоритетов приема в вузы, а не на сокращение платных мест.
Многие вузы не согласны с заявлением о переизбытке специалистов определенного профиля. Так, в Забайкальском государственном университете, фактически, можно учиться только за деньги на таких направлениях, как экономика, юриспруденция, судебно-прокурорская деятельность, потому что бюджетные места в последние годы почти не выделяются. Однако дефицит кадров в регионе в этих сферах высокий: только в силовых структурах — порядка 130 вакансий для юристов.
Ректор Удмуртского государственного университета Галина Мерзлякова также указывает на большую потребность в выпускниках с высшим юридическим и экономическим образованием: в 2023 году только в следственных подразделениях республиканского МВД, где юридическое образование необходимо, число незакрытых вакансий составило 99. Такая же ситуация в СУ СК, органах прокуратуры. Она уверена, что нужно не сокращение платного приема, а, наоборот, увеличение контрольных цифр приема на бюджетные места по этим направлениям.
Ирина Абанкина отмечает, что желание Минобрнауки перенаправить прием на инженерные и технические направления упирается в невысокое число желающих учить физику и предметы естественно-научного цикла. Мало кто хочет учиться на инженера платно: и стоимость этого образования выше, чем цена социально-экономического или гуманитарного направлений, и отсев высокий — иногда более 30%.
Отчасти это подтверждает и ситуация в МГТУ им. Н. Э. Баумана. В управлении приемной комиссии университета сообщили, что ежегодно выделяется около 2,6-2,8 тыс. платных мест, однако фактически на инженерных специальностях за деньги учатся 1,5-1,6 тыс. студентов.
Насколько важен платный прием для вузовТехнические вузы сложностей, судя по всему, не испытают. Так, первый проректор МФТИ Елена Анохова отмечает, что количество «платных» студентов на Физтехе никогда не превышало 15% от набора, а в бюджете вуза средства от них составляют менее 1%. В бюджет НИЯУ МИФИ от платного образования поступает лишь 8%, причем руководство университета не ожидает сокращения внебюджетного приема. Напротив, вуз стал набирать мало платников в бакалавриате и специалитете, но в последнее время значительно увеличил прием на платную магистратуру — до 1000 человек ежегодно.
Некоторые вузы сами сократили и перераспределили количество платных мест. Так, в СПбПУ в 2025 году приняли на 200 внебюджетных студентов меньше, чем в прошлом году. Причиной стало отсутствие адресного заказа индустриального партнера на программы в сфере экономики, менеджмента и гуманитарных наук. В то же время вырос интерес студентов к платному обучению по инженерным направлениям подготовки.
В вузах других направлений иная ситуация. В Кубанском государственном медицинском университете около 50% от общего числа студентов учатся платно, и бюджет вуза также примерно наполовину формируется за счет этого. Тем не менее, в КубГМУ считают, что обладают определенным запасом прочности и «при разумном снижении объемов» смогут перестроиться.
В Пензенском ГАУ 43% абитуриентов этого года приняты на платное отделение. Внебюджетные доходы от образовательной деятельности составляют чуть больше 20%. Однако, говорит ректор Олег Кухарев, важно сохранить наполнение групп — они не должны быть менее 15 человек.
В ГУУ внебюджетный набор составляет это 80% приема. Сокращение на 20% там называют критичным для бюджета вуза: придется отказываться от направлений подготовки, прекращать сотрудничество с отраслевыми организациями, возможно — повышать стоимость обучения.
Ректор Московского института психоанализа Лев Сурат считает, что введение квот не просто ограничит цифры приема — оно будет подавлять естественное стремление вузов отвечать на вызовы времени.
— Плата студентов за обучение является основным источником финансирования деятельности нашего частного вуза, — сказал он «Известиям». — У нас есть бюджетные места, и это важная часть деятельности. Но, к сожалению, объем такого рода субсидий не позволит комплексно развиваться.
Лев Сурат считает, что вместо искусственных ограничений нужно делать акцент на развитии системы контроля качества образования, поддержке реальной академической автономии и создании здоровой конкуренции между вузами.
Ограничение набора на экономические и юридические направления окажет существенное влияние и на финансовую устойчивость Удмуртского государственного университета, говорит проректор по экономике и персоналу УдГУ Галина Васильева. Она опасается сокращения персонала и профессорско-преподавательского состава. В то же время в УдГУ выступают за централизованное управление процедуры приема в частные вузы, которые сейчас проводят демпинговую ценовую политику в ущерб качеству образования.
А член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, экс-ректор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Александр Русаков выразил надежду, что методика и изменения в целом будут консервативными и коснутся в первую очередь как раз тех, кто дает некачественное образование и одновременно ведет демпинговую ценовую политику.
Многие университеты отнеслись к планам Минобрнауки спокойно и выразили готовность «подстраиваться». Так, в РГПУ им. А. И. Герцена внебюджетников называют важной компонентой финансовой стабильности университета, но считают ограничение платного набора лишь «еще одним инструментом контроля качества образования».
А старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин считает, что если сейчас средства от платного приема составляют большую часть бюджета вуза — это повод задуматься о его диверсификации.