Производителям «Мистера Сидра» грозит до 10 лет колонии за отраву


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Даниил Рябчиков

Производителей сидра, отравившего 50 человек, могут приговорить почти к 10 годам колонии

Красноглинский районный суд Самары 8 сентября начал заслушивание аргументов сторон по делу о массовом отравлении напитком «Мистер Сидр», которое в 2023 году стало причиной гибели 50 человек в нескольких регионах страны. На скамье подсудимых оказались два предпринимателя — Анар Гусейнов и Артем Айрапетян. Следствие утверждает, что они приобрели 4 тысячи литров спирта, который был похищен со складов МВД в Самаре. Позже выяснилось, что в спирте содержался ядовитый метанол. Прокурор запросил для обвиняемых наказание в виде 9 лет и 9 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Юристы отметили, что это практически максимальное наказание, предусмотренное законодательством за массовое отравление суррогатным алкоголем.

Как произошло отравление сидром

Изготовители контрафактного алкогольного напитка «Мистер Сидр», употребление которого с 3 июня по 20 сентября 2023 года привело к смерти 50 человек, могут получить 9 лет и 9 месяцев колонии. Прокурор на заседании Красноглинского суда Самары потребовал именно такой срок для подсудимых - Анара Гусейнова и Артема Айрапетяна.

Опасный «Мистер Сидр» продавали в розлив в Самарской и Ульяновской областях, а также в сетевых супермаркетах Удмуртии. Некоторым пострадавшим хватило даже небольшой порции, чтобы оказаться в реанимации. Согласно данным следствия, отравление напитком получило более ста человек, из них 50 погибло.

Индивидуальный предприниматель и основатель ООО «Анди» Анар Гусейнов с 2022 года занимался производством «Мистера Сидра» в поселке Винтай Самарской области, сообщили в Следственном комитете. Он поставлял продукт в разные регионы России.

В мае 2023 года еще двое обвиняемых — Дмитрий и Алексей Егоровы — совместно с сотрудником полиции Иваном Гребенкиным украли со склада Главного управления МВД по Самарской области шесть тонн метилового спирта, который хранился там после изъятия в ходе проверок. Склад находился под охраной Гребенкина. Егоровы продали спирт Артему Айрапетяну, а тот перепродал его Анару Гусейнову.

Спирт выдавали за этиловый, однако на самом деле он был метанольным — по внешнему виду и запаху они практически не отличались.

Из этого опасного спирта и изготавливали «Мистер Сидр», которым массово отравлялись люди. Экспертиза подтвердила наличие метанола в напитке. Следствие установило, что производители сознательно не придерживались стандартной технологии приготовления, чтобы ускорить процесс и снизить затраты.

После вспышки отравлений Роспотребнадзор конфисковал 66,5 тысячи литров «Мистера Сидра» в пятнадцати регионах страны. Поставки напитка были запрещены по всей России.

Гусейнова и Айрапетяна задержали сразу же после происшествия и предъявили обвинения по статье о производстве и реализации спиртосодержащей продукции, не соответствующей стандартам безопасности, что повлекло по неосторожности массовую гибель людей (часть 3 статья 238 УК РФ).

Кроме того, были арестованы отец и сын Егоровы, а также бывший сотрудник полиции Гребенкин. В феврале 2024 года суд в Самаре признал их виновными в хищении спирта (часть 3 статья 158 УК РФ) и приговорил к наказаниям от 3 лет 3 месяцев до 3,5 лет лишения свободы в колониях общего и строгого режима. Обвиняемые признали вину.

Мнения пострадавших

В ходе прений прокурор отметил необходимость учесть серьезность общественной опасности преступления при назначении наказания, подчеркнув, что оно носит особо тяжкий характер и направлено против здоровья населения.

— Прошу считать смягчающим обстоятельством наличие у обвиняемых малолетних детей, — заявил прокурор. — Однако с учетом исключительной тяжести последствий преступления считаю необходимым назначить наказание, близкое к максимальному.

Родственники пострадавших подали к подсудимым несколько исков о возмещении морального вреда. Жительница Ульяновска Роза Исметова, потерявшая дочь из-за отравления «Мистером Сидром», требует взыскать с обвиняемых 1 миллион рублей.

Дочь погибла и у жительницы Самары Ольги Крайновой. Женщина сообщила «Известиям», что 5 июня 2023 года ее дочери исполнилось бы 38 лет, и они планировали праздновать на природе.

— Пока ждали возвращения сына из техникума, дочь выпила баночку сидра, — поделилась женщина. — Затем она позвонила и сказала, что у нее падение давления, плохое самочувствие, и попросила отменить поездку. Потом телефон отключился, и я подумала, что она уже спит. Ночью внук остался у меня, а утром я увидела, что дочь вся посинела.

Еще одно пострадавшее, Татьяна Швецова из Димитровграда Ульяновской области, требует компенсацию за нанесенный здоровью ущерб — женщина долго находилась в реанимации, токсин повредил ее зрение, которое до сих пор не восстановилось. Татьяна потребовала возмещения в размере 5 миллионов рублей.

Общая сумма исков потерпевших превышает 46 миллионов рублей. Все требования подсудимые признали. Прокурор настаивает на сохранении ареста денежных счетов обвиняемых до полного исполнения приговора по гражданским искам.

Гусейнов и Айрапетян признали свою вину частично, заявив суду, что не знали о содержании метанола в спирте, из которого производили «Мистер Сидр».

Возможные сроки наказания для обвиняемых

Прокурор потребовал для обоих подсудимых практически максимальное наказание — до десяти лет лишения свободы по статье об изготовлении опасного алкоголя, рассказал «Известиям» адвокат из московской коллегии «Союз юристов» Илья Дроздов.

— Несомненно, при признании вины суд будет обязан учитывать характер последствий, включая массовое отравление и гибель 50 человек, — отметил адвокат. — В таком случае наказание может быть назначено максимально близким к верхнему пределу.

Глава AVG Legal Алексей Гавришев добавил, что запрашиваемый срок обоснован с учетом массовых последствий и гибели людей. По его словам, статья 238 УК РФ предусматривает сочетание преднамеренного нарушения стандартов безопасности и неосторожного отношения к результатам.

— Незнание подсудимыми о метаноле не освобождает их от ответственности, — подчеркнул адвокат. — Для привлечения по данной статье не требуется доказывать умысел отравить людей. Достаточно, чтобы продукция была небезопасной, а производитель или продавец не обеспечили контроль качества.

Хотя количество погибших не влияет прямо на срок наказания, так как максимум составляет 10 лет, фактические масштабы трагедии учитываются при определении отягчающих обстоятельств и количества гражданских исков.

— В подобных делах запрашиваемое обвинением наказание и приговор суда, как правило, находятся в верхних пределах, — отметил адвокат.

Неосведомленность о присутствии метанола не считается обстоятельством, облегчающим наказание, поскольку ключевое значение имеет нарушение требований безопасности, заявил Илья Дроздов.

— Если бы они знали, что в продукции содержится смертельно опасное вещество, речь шла бы о намеренном отравлении, — добавил адвокат. — Тогда обвинение носило бы характер умышленного причинения смерти и вреда здоровью.

Таким образом, срок, запрашиваемый прокуратурой, адекватно отражает тяжесть преступления с учетом массового отравления, заключил Илья Дроздов.

Лента

Все новости