Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин заявил в интервью «Известиям» на ВЭФ-2025, что большинство из десяти стран АСЕАН готовы принимать карты «Мир» при оплате. Россия открыта для сотрудничества на условиях равенства. По словам Катырина, американцы проявляли интерес к российской экономике еще до введения санкций, и, вероятно, многие из них готовы вернуться. В то же время бизнес в России сдерживается высокой ключевой ставкой. Активизация инвестиций возможна при снижении ставки до 12% и ниже. В интервью Сергей Катырин рассказал, какое влияние оказали санкции и чем объясняется рост скрытой безработицы.
«Самый дорогой капитал — это люди»— Ранее отмечалось, что бизнес и профсоюзы фиксируют увеличение скрытой безработицы: растет число работников в простое, на неполном дне и среди тех, кто может быть уволен. Какие причины у этой тенденции?
— Это связано с экономическими сложностями, которые испытывают крупные отечественные предприятия, особенно на завершающем этапе производства — в сборке, например, в машиностроении. Из-за высокой ключевой ставки (18% годовых) ранее появились определенные затруднения, которые теперь проявляются — компании, собирающие самолеты, автомобили, трактора, зависят от множества поставщиков, у которых тоже возникли проблемы. Кроме того, отсутствуют потребители с достаточным уровнем дохода, что снижает спрос и в частном, и в государственном секторах. В таких условиях предприятия стремятся сохранить свои коллективы. Самый дорогой капитал — это люди.
Поэтому компании хотят удержать ключевых сотрудников, обладающих нужными знаниями и навыками. Для этого разрабатываются различные меры: сокращение рабочих недель, дополнительные выплаты. С понижением ключевой ставки экономическая ситуация будет улучшаться. Главное — обеспечить сбыт продукции. Все поставщики готовы восстановить производство, но для этого им нужно сохранить команды. Как только это произойдет, цепочки поставок пойдут полным ходом.
— В каких отраслях сегодня чаще всего наблюдаются неполный рабочий день и сокращенные недели?
— Сейчас большие трудности испытывает угольная отрасль, что связано не только с внутренними проблемами, но и с падением цен на мировых сырьевых рынках. Стоимость этих товаров снизилась заметно, что сильно ударило по угольной сфере и другим секторам. Хотя цены на нефть не рекордно низкие, они тоже не достигают высоких уровней.
Это оказало отрицательное влияние на многие отрасли, особенно те, которые работают напрямую с потребителем, например пищевую промышленность. У них есть возможности для адаптации, так как продукты питания ежедневно покупаются. Но компании с длительными производственными циклами и высокими затратами сталкиваются с большими вызовами.
«Чем ниже ставка, тем больше будет инвестиций у компаний»— На ПМЭФ вы говорили, что нынешнее время не самое подходящее для выхода компаний на IPO, отмечая, что условия улучшатся при снижении ставок и нормализации внешнеполитической обстановки. Сейчас ставка 18%, а внешняя ситуация начинает улучшаться. Изменилось ли ваше мнение?
— Я по-прежнему считаю, что чем ниже ключевая ставка, тем больше возможностей у российского бизнеса приобретать активы, которые государство хочет реализовать. Чтобы успешно выходить на IPO, компания должна иметь хорошие экономические показатели и возможности. Чем выше их уровень, тем более выгодно она может представить себя на рынке и разместить акции.
— Какая ставка является оптимальной?
— Инвестиционная активность начинает заметно возрастать при ставке около 12% годовых. При снижении ставки объемы инвестиций компаний растут.
— Скоро будет принят федеральный бюджет на три года. Планируете ли вы вносить предложения?
— Каждый раз, получая проект бюджета, наши 35 комитетов формируют свои рекомендации. В конечном этапе обсуждаем и выбираем те инициативы, которые реально выполнить. В целом у нас ведётся постоянный диалог с Минфином, Центробанком и Госдумой — органами, где и принимаются решения.
— Какие основные предложения вы продвигаете?
— Они касаются практически всех отраслей, только в разной степени. Например, по поддержке малого бизнеса мы поддерживаем подход, ориентированный на качество — помощь должна быть более адресной, особенно компаниям с высокой динамикой, которые инвестируют в инновации и цифровизацию.
«Все санкции против РФ не дали никаких серьезных результатов»— Переговоры России и США начались в середине августа, при этом Дональд Трамп решил не вводить новые санкции. Как вы считаете, возможно ли в ближайшее время смягчение действующих мер благодаря налаживанию диалога?
— Санкции против России не принесли серьезного эффекта. В основном они вредят тем, кто вводит эти ограничения, — западным странам. Конечно, у нас появились определенные трудности, но они заставили нас оперативнее искать решения по взаиморасчетам, логистике и внешней торговле.
Сегодня мы успешно осуществляем расчеты с зарубежными партнерами, научились эффективно доставлять и получать грузы. Россия не прекратит внешнеэкономическую деятельность независимо от санкций.
Отношения, скорее всего, будут смягчаться. Американцы проявляли интерес к инвестициям в российскую экономику еще до санкций и работали на российском рынке. Я считаю, что многие готовы и хотят вернуться в нефтегазовый сектор, IT и финансы. Это зависит от них.
Мы всегда заявляли, что открыты к сотрудничеству со всеми, кто готов работать на равных условиях. Естественно, смягчение отношений будет положительно влиять и на экономические связи.
«Страны заинтересованы в простых и удобных расчетах для российских туристов»
— В апреле прошлого года вы говорили, что Банк Непала открыт к сотрудничеству, включая подключение карт «Мир». Какие еще страны проявили интерес к обсуждению? Сколько их всего?
— Сегодня утром на сессии «Россия — АСЕАН» было заявлено, что большинство из 10 стран АСЕАН (Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) готовы принимать карты «Мир» и заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу, а также в увеличении турпотока.
Я полагаю, что в этом году Таиланд посетят более 2 миллионов российских туристов, которые оставляют крупнейшие траты. Средний чек составляет около 2000 долларов (примерно 160 тысяч рублей). Если умножить эту сумму на 2 миллиона, получается значительный вклад в экономику страны.
Страны заинтересованы создавать простые и удобные способы расчетов для российских гостей. Карта «Мир» — оптимальный для нас вариант. Это не только про бизнес и промышленность, но и про туризм.
До пандемии туристический поток в Таиланд достигал около 40 миллионов человек в год, сейчас они планируют увеличить его до 80 миллионов. Россия занимает около половины этого рынка АСЕАН.
Чем более удобны процедуры, связанные с туризмом, в том числе взаиморасчеты и перевозки, тем выше количество путешественников. Однако это зависит и от транспортных возможностей, и от инфраструктуры.