Новые условия, выдвигаемые курдской администрацией к Дамаску, способны осложнить процесс восстановления Сирии. Как сообщает «Известия», курды требуют выделения министерских постов и изменения конституционной декларации. Однако для центральной власти признание особого статуса северо-восточного региона станет рискованным прецедентом, который может вызвать требования аналогичных прав у других областей. При этом на этих территориях сосредоточены нефтяные месторождения, важные для Дамаска. Предстоит новая встреча с представителями сирийского правительства в конце недели. О возможных уступках Дамаска и их влиянии на будущее страны рассказывает материал «Известий».
Дамаск и курдская администрация продолжают искать компромиссПопытки найти общие решения между Дамаском и курдским руководством продолжаются. Как узнали «Известия», встреча министра иностранных дел Асаада аш-Шибани с руководителем департамента внешних связей автономной администрации северо-восточной Сирии (ААСВС) Ильхам Ахмед запланирована на конец текущей недели в столице Сирии.
— В ближайшие дни, примерно в конце недели, в Дамаске состоится встреча между Ильхам Ахмед и Асаадом аш-Шибани. Автономная администрация требует предоставления ей определённых министерских портфелей в составе правительства, — сообщил «Известиям» представитель Курдского национального совета, член генерального секретариата Шелаль Гедо.
Он отметил, что среди основных требований остаётся пересмотр конституционной декларации, в которой курды видят гарантии своего реального участия в управлении страной.
— Есть признаки того, что некоторые элементы в администрации Дамаска воспринимают диалог лишь как формальность. Эта позиция совпадает с позицией некоторых иностранных государств, вмешивающихся в сирийские дела неприемлемым способом, прежде всего Турции, которая стремится навязать своё видение при учёте соглашения, — объяснил арабским СМИ представитель курдской автономии Сиханук Дибо.
Курдская делегация под руководством Ильхам Ахмед совершит этот визит, продолжая ранее достигнутые договорённости. Напомним, что 10 марта в Дамаске руководитель военного крыла курдской администрации – «Сирийских демократических сил» (СДС) Мазлум Абди и президент переходного правительства Сирии Ахмед аш-Шараа подписали соглашение. В нём предусмотрена интеграция курдских вооружённых формирований в национальную армию.
Также документ предусматривает передачу под контроль новой сирийской администрации гражданских и военных объектов на северо-востоке страны, включая аэропорты и нефтяные месторождения, которые сейчас фактически находятся под контролем курдских властей.
С тех пор процесс реализации соглашения замедлился. Курды упорно требуют сохранения автономии самоуправления и особого статуса сил безопасности, в то время как Дамаск настаивает на полном подчинении и включении северо-восточных территорий в централизованную государственную систему. Попытка возобновить переговоры в июле успеха не принесла.
Если переговоры провалятся, Дамаск может расценить это как нарушение мартовских соглашений курдами, отметил «Известиям» аналитик РСМД Кирилл Семенов. После этого возможны разные сценарии, включая выступления арабских племён против курдской администрации.
«Подобное уже наблюдалось в Сувейде, но здесь ситуация может быть более масштабной, поскольку большинство населения региона составляют суннитские арабы, а курды являются меньшинством», — пояснил эксперт.
Следует отметить, что местные арабские племена неоднократно выражали протесты в адрес курдской власти из-за их политики, особенно по вопросу принудительного привлечения молодежи в ряды СДС. Шейхи племён открыто призывали вернуть территории под контроль сирийского суверенитета. Нередки были и вооружённые столкновения.
Эксперт подчеркнул, что требования курдов о пересмотре декларации выглядят необоснованными. «Этот документ уже получил поддержку большинства жителей Сирии, а его изменение будет воспринято как уступка меньшинствам со стороны суннитско-арабского большинства», — отметил он.
Как уход США подтолкнул курдскую сторону к переговорам с ДамаскомДля Дамаска признание особого статуса северо-востока Сирии представляет угрозу создания опасного прецедента, который могут использовать и другие регионы и сообщества. Представитель сирийского МИДа Кутаиба Идлиби сообщил, что технические комитеты продолжают работу по исполнению соглашения от 10 марта.
«Цель — одна армия и одно государство», — подчеркнул Идлиби в интервью Rudaw TV, отметив, что Дамаск отвергает концепцию «государства в государстве». Он добавил, что прямые переговоры между президентом Ахмедом аш-Шараа и командующим СДС Мазлумом Абди не прекращаются, при этом основной упор сейчас делается на реализацию соглашения на практике. Тем временем Дамаск пытается добиться дополнительных поставок нефти из северо-восточных районов на фоне сложного экономического положения в стране. Но распри с курдской администрацией мешают получать необходимые объемы топлива, ограничивая возможности правительства в обеспечении энергетической стабильности и финансировании бюджетных нужд.
Дополнительные трения вызвали планы проведения выборов в Народный совет — парламент Сирии — назначенных на 15–20 сентября. Курдская администрация уже высказалась, что проведение голосования без национального консенсуса подорвет процесс политического урегулирования согласно резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.
Таким образом, курдские требования о министерских постах — лишь часть комплексного плана по усилению их политического влияния в поствоенной Сирии. Для Дамаска же основное опасение — что такие уступки ослабят унитарность государства и контроль центра. Даже если курдам удастся войти в правительство, ключевые разногласия останутся: с одной стороны, ААСВС стремится к автономии, с другой — Дамаск желает сохранить централизованное государственное устройство.
По словам Кирилла Семенова, на ход переговоров влияют и внешние факторы.
— Существуют силы, которые подталкивают Дамаск и курдов к диалогу, но есть и те, кто создает иллюзию для курдов сохранить квази-государство. В частности, Израиль поддерживает сепаратистские намерения и препятствует заключению соглашения, — сказал эксперт.
Важным фактором, побудившим СДС перейти к диалогу с Дамаском, стал пересмотр позиций США по Сирии. 30 июня президент Дональд Трамп подписал указ об отмене текущей санкционной системы против республики. Раньше она была направлена на ослабление режима Башара Асада, но теперь в американской администрации считают, что санкции мешают восстановлению страны после многолетней войны.
В этом контексте возможный вывод американских военных из Сирии оставит курдов в уязвимом положении перед Турцией, рассматривающей их как угрозу собственной безопасности. Ранее сообщалось, что США планируют сократить свой контингент в регионе вдвое и начать его постепенный вывод в ближайшие месяцы. Это поменяло расчёты курдской стороны, вынудив искать гарантии безопасности через интеграцию с сирийскими государственными структурами.
Также на курдов оказывает давление и американская сторона. Специальный посланник США Том Барак открыто выражал недовольство замедлением переговорного процесса со стороны курдов, призывая их ускорить диалог с Дамаском.