Время редких: генетический банк соберет данные всех краснокнижных птиц


В России создадут генетический банк для защиты редких краснокнижных птиц.

Российские исследователи планируют зарегистрировать всех птенцов, принадлежащих к видам, включенным в Красную книгу, занося данные о них в специализированный генетический банк. Эта инициатива будет в первую очередь касаться животных под особой охраной, таких как сапсаны, кречеты, балобаны, стерха и другие. Создание подобного хранилища позволит обеспечить прозрачность данных по численности видов и анализировать состояние потомства редких птиц, сообщили ученые. В статье «Известий» раскрывается, как это поможет бороться с нелегальным оборотом краснокнижных птиц, поддержать их генетическое многообразие и контролировать миграции.

Генетический банк краснокнижных птиц

В России планируют организовать генетический банк для птиц, включенных в Красную книгу, в который внесут информацию обо всех птенцах сразу после их рождения. Об этом «Известиям» рассказали представители Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» на фоне подготовки Восточного экономического форума – 2025. Обсуждение данного проекта является центральной темой на третьем Международном форуме «День сокола», проходящем в рамках ВЭФ.

— Мы предлагаем внедрить обязательный сбор и внесение в банк данных генетических образцов всех вылупившихся птенцов краснокнижных птиц с момента их рождения. Это даст возможность отслеживать происхождение каждой особи в течение всей жизни. Ученые будут агрегировать сведения о потомстве в единую базу, что позволит однозначно идентифицировать каждую птицу и исключить подделку документов, декларирующих диких птиц как выращенных в условиях неволи, — пояснил «Известиям» Александр Закондырин, директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология».

Внесение данных в систему коснется видов, находящихся под особой охраной в России: сапсанов, балобанов, кречетов, дроф, стерхов и др. При появлении птенцов в специализированных питомниках будут собирать образцы биоматериала, после анализа которых информация попадет в общую межведомственную базу. Доступ к ней смогут получить сотрудники природоохранных и правоохранительных органов. По словам Закондырина, хранение информации может осуществляться на базе научных подразделений Минприроды.

— Охрана краснокнижных птиц — приоритет для России на государственном уровне. Это не просто экопросветительская миссия, но и вопрос престижа страны. Нашим ученым по силам создать уникальный и полезный инструмент для глубокого мониторинга численности краснокнижных видов, — сказал Александр Закондырин.

Справка «Известий»

В настоящее время сапсан, кречет, балобан и ряд других пернатых занесены в Красную книгу России. По разным оценкам, в стране насчитывается от 3,5 до 5 тыс. пар кречетов (в мире около 10 тыс.), 1,5–2 тыс. пар балобанов (во всем мире — 7–13 тыс.) и около 15 тыс. пар сапсанов (во всем мире — 100–200 тыс.).

По мнению Владимира Тумашова, руководителя «Службы орнитологической защиты», генетический банк обеспечит прозрачность данных по настоящему состоянию популяции птиц, позволит анализировать качество потомства и прогнозировать возможные заболевания.

Как следят за перемещениями краснокнижных птиц

По словам Александра Закондырина, чтобы генетический банк действительно повысил прозрачность состояния популяций краснокнижных птиц, его применение нужно распространить в рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры под угрозой исчезновения (СИТЕС), участниками которой являются более 180 государств.

СИТЕС функционирует через систему государственных разрешений и сертификатов для контроля перемещений редких видов через границы. Основная задача конвенции — регулировать оборот и транзит краснокнижных животных. Однако, как рассказал «Известиям» источник из отрасли, существует ряд проблем, снижающих эффективность этого механизма, так как реализация правил зависит от страны-участника.

— В процессе сопровождения процедур перемещения через границу РФ видов семейства соколиных выявлены системные проблемы: недостаток полной и достоверной информации об участниках оборота, неполное подтверждение происхождения птиц и ограниченная прослеживаемость в рамках выдачи разрешений СИТЕС. Это создает условия для незаконного оборота и подмены особей, что противоречит обязательствам России по конвенции, — отметил «Известиям» советник руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

Единый генетический банк способен устранить указанные трудности и повысить эффективность взаимодействия России с зарубежными партнерами в сфере сохранения краснокнижных птиц, добавил эксперт.

Александр Закондырин отметил, что международное сотрудничество и совместный учет птиц в генетической базе укрепит контроль над их популяциями в рамках СИТЕС. Специалисты ФГБУ «ВНИИ Экология» собираются предложить подобные меры зарубежным коллегам.

«Известиям» отраслевой источник сообщил, что обсуждения уже идут с представителями стран Ближнего Востока, в частности ОАЭ, где охотничьи птицы играют значительную роль в культурной традиции.

По мнению Владимира Тумашова, идея общего генетического банка может заинтересовать и Китай, и Монголию.

Мировой опыт создания генетических банков

Практика создания генетических банков для редких видов широко распространена во многих странах, рассказывает молекулярный биолог и сотрудник факультета почвоведения МГУ Сергей Харитонов. К примеру, в Великобритании и США существуют «замороженные зоопарки» — криобанки с ДНК и клетками редких видов. В ОАЭ генетические банки активно применяются для охраны соколов, обладающих культурной и экономической ценностью.

— Генетическая идентификация — эффективный инструмент, который сложно подделать или обойти. Она улучшает прозрачность учета и перемещения птиц, снижая риски нелегальной торговли. Конечно, реализация требует значительных инвестиций в лабораторное оборудование, базы данных и обучение специалистов, но долгосрочный результат — сохранение популяций — намного важнее затрат, — подчеркнул ученый.

Сергей Харитонов добавил, что в России особо остро стоит проблема сохранения таких видов, как стерха, дрофы и сапсана, численность которых может снижаться из-за браконьерства, утраты мест обитания и изменений климата. Система охраны включает охрану природных мест обитания, снижение антропогенной нагрузки, контроль за торговлей и программы разведения и возвращения птиц в природу.

— Генетические банки дополняют эти меры, так как позволяют не только точно идентифицировать особей, но и поддерживать их генетическое разнообразие, а также отслеживать миграционные пути — все это является основой устойчивого существования популяций, — отметил Харитонов.

Орнитолог и ведущий научный сотрудник Иркутского государственного университета Игорь Фефелов подчеркнул, что такие меры необходимы для ценных в коммерческом плане птиц: система позволит избежать вывоза диких птиц под видом выращенных в неволе и имеющих разрешение на трансграничное перемещение.

— Создание генетического банка и системы проверки происхождения птиц на таможне поможет идентифицировать их реальное происхождение. Однако эффективность будет зависеть от внимания к этому вопросу, выделения финансирования и качества его использования, а также от мер по борьбе с контрабандой, — отметил эксперт.

Он выделил важный технический вопрос: как оперативно определить происхождение птицы при пересечении границы. Нужно будет брать образец и сразу же анализировать его, сверяя результаты с базой данных. Решение этой задачи еще предстоит проработать для обеспечения эффективности проекта.

Сложность состоит в постоянном мониторинге размножения — необходимо регулярно брать пробы с птиц в питомниках, птенцов и родителей. Эти данные должны быть доступны для научных исследований и контроля в природных условиях, при отлове диких либо освободившихся после неволи особей, пояснила орнитолог, доктор биологических наук, профессор и заведующая лабораторией орнитологии факультета зоологии позвоночных МГУ Ирина Беме. Взятие крови у птенцов относительно просто, поскольку они еще не способны сильно сопротивляться. Однако сбор информации требуется проводить регулярно и накапливать ее в течение многих лет, чтобы она была полезна для восстановления популяций, добавила она.

Лента

Все новости