Финансовый бюджет России все чаще становится объектом дискуссий и пессимистичных прогнозов. Основная проблема — дефицит бюджета, который превышает все установленные нормы (хотя эти нормы неоднократно увеличивались). По результатам семи месяцев расходы бюджета оказались больше доходов практически на 5 триллионов рублей, а некоторые прогнозы оценивают итоговый дефицит за год в 8 трлн рублей — это рекордная цифра за долгое время. Однако в 2025 году увеличение государственных расходов почти не отражается на уровне инфляции. Насколько дефицит может возрасти и какую угрозу представляет для экономики и бюджета — разбирались «Известия».
Не откладывают на потомВ прошлом году, как и во многие предыдущие, дефицит бюджета практически отсутствовал до последнего месяца, но в декабре произошел резкий рост государственных вложений в экономику, в результате чего он достиг 1,7% ВВП. Это меньше выше показателей двух предыдущих лет, но все же достаточно, чтобы значительно повлиять на инфляцию. В 2025 году инфляция развивается по гораздо более высокому сценарию, чем год назад.
За семь месяцев текущего года накопленный бюджетный дефицит составил 4,88 трлн рублей. За это же время федеральный бюджет получил свыше 20,3 трлн рублей, что на 2,8% превышает доходы за аналогичный период прошлого года. В то же время расходы выросли более чем на 20% по сравнению с первым полугодием 2024 года. Помимо этого, годовой план дефицита (3,78 трлн рублей) уже превышен. Большая часть дополнительного финансирования обеспечена за счет остатков на счетах банков (около 3 трлн), а остальное — через займы.
Если экстраполировать эти данные, опираясь на предыдущий опыт и прогнозы некоторых аналитиков, общая сумма дефицита за год может достигнуть 8 трлн рублей. Насколько возможен такой сценарий? Министерство финансов утверждает, что в этом году финансирование большинства расходов было проведено заранее в январе, что позволит равномернее распределить траты по году, а не сосредотачивать их в конце. В то же время ожидаются сложности с доходами: прогноз Министерства экономического развития, скорее всего, завышен. Во-первых, рост ВВП, вероятно, будет ниже запланированного, а во-вторых, инфляция окажется на 1–1,5 процентных пункта ниже заложенного уровня (7,6%), что говорит об уменьшении поступлений.
Интересно, что рост государственных расходов пока не отражается в увеличении денежной массы M2, которая в настоящее время находится на уровне ниже обычного для этого периода года. Это означает, что увеличение бюджетных расходов компенсируется снижением эмиссии денег в других секторах экономики.
Закрыли предоплатойРуководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отмечает, что прогнозы по дефициту бюджета по итогам года варьируются в довольно широком диапазоне.
— Самый пессимистичный прогноз дефицита на уровне примерно 8 трлн рублей базируется на экстраполяции дефицита первого полугодия и предположении, что расходы во второй половине года будут такими же, как и в прошлом. При этом Минфин намерен обеспечить равномерное распределение трат в течение года — около 25% расходов в квартал, — объясняет эксперт.
Стоит подчеркнуть, что сумма в 8 трлн рублей может составить примерно 4% номинального ВВП. По историческим меркам такой показатель очень высок — последний раз похожий дефицит наблюдался в 2020 году во время пандемии. Однако по сравнению с мировыми стандартами 4% дефицит не является чрезмерным, хотя в России традиционно стремятся к сбалансированности бюджета. Ольга Беленькая добавила, что с учетом текущей динамики исполнения бюджета для достижения годового плана необходим профицит в оставшиеся пять месяцев приблизительно в 1 трлн рублей, а расходы в номинальном выражении должны быть снижены на 11% по сравнению с прошлым августом–декабрем.
— Мы считаем, что такое значительное сокращение вряд ли возможно. Осенью предстоит очередное уточнение бюджетных прогнозов, и, вероятно, прогноз дефицита повысится. Маловероятно, что он упадет ниже 5 трлн рублей, но оценка около 8 трлн пока выглядит завышенной, — отмечает Беленькая.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах подчеркивает, что декабрьский всплеск бюджетных выплат становится постепенно меньше, а сильный рост расходов в начале года фактически был предоплатой контрактов.
— В 2025 году декабрьские выплаты будут значительно менее заметны. Мы ожидаем профицитные бюджеты по месяцам до конца года с итоговым дефицитом около 4,5–5 трлн рублей. 8 трлн — возможный сценарий только при появлении «черных лебедей» — крупных неожиданных потрясений, — поясняет он.
Нулевой импульсСамым интересным является то, что огромные расходы, выделенные к началу августа, практически не сказались на росте цен. В настоящее время наблюдается пять недель подряд дефляции, а годовая инфляция снизилась с двузначных значений до 8,5%. При сильном фискальном импульсе цены должны были бы увеличиваться, но этого не произошло. Почему?
— Влияние фискального импульса в этом году ослаблено значительным замедлением кредитного роста (что влияет на динамику денежных агрегатов) и укреплением рубля (за счет жесткой денежно-кредитной политики), — констатирует Ольга Беленькая. — Кроме того, ожидалось, что бюджетный импульс уменьшится в этом году. Центральный банк и Минфин подчеркивали, что нормализация бюджетной политики и возврат к бюджетному правилу должны оказывать сдерживающее инфляцию воздействие.
Эксперт добавила, что в бюджете на этот год заложен переход к нулевому структурному первичному дефициту.
— При этом на июльском заседании участники обсуждения ключевой ставки указали, что в первом полугодии 2025 года расходы федерального бюджета были близки к траектории 2023–2024 годов, а структурный первичный дефицит сохранялся. Одновременно высказывались надежды, что планы Минфина будут выполнены с учетом намерения правительства равномерно распределять расходы в течение года.
Свою точку зрения Антон Табах связывает с тем, что текущие бюджетные проблемы в основном возникают на стороне доходов, а не расходов. Последние находятся под жестким контролем — увеличиваются планово, за исключением затрат, связанных с высокой ставкой.
— Доходы же страдают из-за значительного охлаждения экономики и сильного рубля. Даже при повышении налога на прибыль поступления не растут, не говоря уже о резком снижении нефтегазовых доходов. Поэтому и не возникает инфляционного импульса.
Итак, тревоги по поводу высокого дефицита бюджета, скорее всего, не оправданы. Как видно, он почти не сказывается на инфляции, поскольку на ценовую динамику влияют более важные факторы. Также отсутствует проблема вытеснения ликвидности из других секторов в госбумаги. Если рассматривать дефицит с точки зрения накопления госдолга, то беспокоиться не стоит: государственный долг России меньше 20% ВВП. Учитывая, что даже для развивающихся стран нормы составляют 40–60%, Россия могла бы сохранять такой дефицит десятилетиями и лишь приблизиться к среднему мировому уровню.