Бывшие руководящие сотрудники Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области получили от 10 до 12 лет строгого режима по делу, связанному с коррупцией. Следствие считает, что генералы Иван Абакумов, Сергей Умнов и Алексей Семенов брали взятки с предпринимателей, которые предоставляли платные услуги по регистрации автомобилей. Деньги они переводили посредством «Фонда содействия программам ГУВД». По версии следствия, в течение шести лет фигуранты получили таким образом 65 млн рублей. Эксперты оценили назначенное наказание как жесткое, но ожидаемое. Подробности о том, как функционировала схема незаконного обогащения и на что тратились деньги генералов, изложены в материале «Известий».
Какой приговор вынесен генералам МВД по делу о взятках27 августа Хамовнический суд Москвы огласил приговор бывшим высокопоставленным сотрудникам петербургской полиции, обвиняемым в злоупотреблении полномочиями и получении взяток. На скамье подсудимых оказались экс-помощник министра внутренних дел РФ, бывший начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области, генерал-лейтенант Сергей Умнов, его заместитель по тылу генерал-майор Иван Абакумов, руководитель УГИБДД генерал-майор Алексей Семенов и бывший начальник правового отдела того же ведомства, подполковник полиции Елена Копьева.
Суд признал четырех обвиняемых виновными в 11 случаях получения взяток на сумму 65 млн рублей. Сергея Умнова приговорили к 12 годам строго режима, Иван Абакумов получил 11,5 года, Алексей Семенов – 10,5 года. Елена Копьева была приговорена к 10 годам исправительной колонии общего режима. Всем фигурантам также назначены штрафы от 10 до 35 млн рублей. Кроме того, с них сняли государственные награды и звания.
У подсудимых конфисковали имущество общей стоимостью свыше 64 млн рублей, включая часы Rolex и Balmain, обмундирование СС, включая предметы Люфтваффе, а также коллекционное оружие образцов 1848 и 1935 годов.
Кроме полицейских, суд рассмотрел дело четырех предпринимателей, которые арендовали помещения для филиалов Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД. Следствие выяснило, что они на протяжении многих лет перечисляли в «Фонд содействия программам ГУВД» миллионы рублей. Владимир Платонов, Андрей Царнеца, Олег Иванов и Надежда Смирнова получили наказание в виде заключения от 8 до 8,5 лет. Некоторые фигуранты были взяты под стражу прямо в зале суда.
Ни бывшие руководители петербургского МВД, ни предприниматели, обвиняемые в передаче взяток, вину на заседаниях не признали.
— Вера и надежда умирают последними, — произнес Абакумов во время судебных слушаний.
Механизм незаконного обогащенияВ июле 2022 года в рамках масштабной операции с обысками в МРЭО Санкт-Петербурга и других городах были задержаны Умнов, Абакумов, Семенов и Копьева. Их обвинили в 11 эпизодах получения взяток под видом пожертвований некоммерческой организации «Фонд содействия программам ГУВД». По версии следствия, данный фонд, формально созданный для помощи сотрудникам полиции и ветеранам МВД, на деле использовался для личного обогащения подсудимых.
Следствие считает организатором схемы Сергея Умнова. Предполагается, что в октябре 2013 года он создал «организованную группу», которая собирала взятки с руководителей коммерческих подразделений УГИБДД, занимающихся регистрацией и учетом автотранспорта.
Эти коммерческие фирмы арендовали помещения в регистрационно-экзаменационных отделениях петербургского УГИБДД. Там они оказывали платные услуги автовладельцам, например, проверку автомобильных номеров перед постановкой на учет. Всего таких филиалов было 11, все они имели связи с руководством петербургского главка.
За продление договоров с этими филиалами подсудимые получали взятки, замаскированные под пожертвования на счета «Фонда содействия программам ГУВД», отмечает следствие. В сумме с 2013 до 2019 года фигуранты незаконно получили 65 миллионов рублей.
Материалы дела показывают, что деньги тратились на покупку автомобилей премиум-класса, в том числе Toyota Land Cruiser 200 стоимостью 5,2 млн рублей и Toyota Camry за 2,2 млн рублей, приобретенных фондом. Также деньги шли на оплату абонементов в фитнес-клубы для руководителей главка, ремонт и оснащение кабинетов и комнат для отдыха. Как сообщил следствию, Toyota Land Cruiser числился на фонд, однако во время обыска был обнаружен в гараже Абакумова. Оценочная стоимость автомобиля примерно соответствовала годовому окладу генерала.
Кроме того, «пожертвования» расходовались на организацию банкетов в честь корпоративных праздников.
Заявления фигурантов в ходе судаВо время прений в июле 2025 года Сергей Умнов заявил, что на момент большинства сделок, которые следствие рассмотрело как коррупционные, он уже служил в Москве. По его словам, не все компании, перечислявшие деньги в фонд, имели договоры с ГУ МВД.
— К тратам, в которых меня обвиняют, я не имею отношения. Все деньги фонда расходовались на праздники и ремонты, — отметил генерал-лейтенант. — Или на питание и сувениры для гостей, потому что официальное финансирование на это очень ограниченно. Я не могу нести ответственность за всех сотрудников ведомств.
Бывший начальник главка попытался связать свое уголовное преследование с преследованием его из-за старообрядческой веры и коллекции наградного оружия, якобы вызывающей внимание неизвестных противников.
Во время допроса заместитель Умнова по тылу Иван Абакумов ответил на вопрос адвоката, что не понимает сути обвинений, так как, по его мнению, они «не соответствуют фактическим действиям».
— Я не имел к этому никакого отношения и не признаю себя виновным, — заявил Абакумов.
Он также рассказал суду о своей карьерной истории, начиная с 18 лет, когда работал рядовым оперуполномоченным и младшим инспектором уголовного розыска, и впоследствии стал заместителем начальника петербургского главка.
Адвокат Абакумова, Егор Золкин, в разговоре с «Известиями» назвал сроки, запрошенные прокурором, «неразумными, чрезмерно жесткими, несправедливыми и необоснованными».
— Моему доверителю 61 год, его здоровье в тюрьме ухудшается. Просить для него 11 лет — фактически требовать пожизненного заключения, — отметил он.
Юрий Левин, адвокат Московской областной коллегии адвокатов, считает приговор генералам петербургского МВД в виде 10-12 лет колонии строгого режима строгим, но ожидаемым.
— За взятки в особо крупном размере предусмотрена ответственность от 8 до 15 лет заключения. Скорее всего, Умнов и его защита собираются обжаловать приговор, — предположил он.
Управляющий партнер адвокатской коллегии Business legal group Вероника Полякова отметила в беседе с «Известиями», что по коррупционным делам сейчас наблюдается практика строгих приговоров.
— При определении наказания суд учитывает состояние здоровья обвиняемого, его позицию по делу, а также учитывает смягчающие и отягчающие обстоятельства, — подчеркнула она.
Сторона защиты может подать апелляцию с просьбой об оправдании либо снижении срока, однако по словам адвоката, обычно такие жалобы по коррупционным делам с участием высокопоставленных лиц успеха не имеют.