Ядерный приговор: санкции ООН против Ирана могут возобновить скоро


Европа угрожает санкциями ООН против Ирана из-за срыва ядерной сделки

Франция, Германия и Великобритания выразили готовность возобновить санкции Совета Безопасности ООН против Ирана, если ядерная сделка не будет реализована. При этом Россия, которая занимает пост председателя Совбеза с октября, способна лишь отсрочить процедуру, но не заблокировать ее, сообщили «Известиям» эксперты. Внутри иранского руководства продолжаются разногласия: радикальные группы требуют продолжать высокоуровневое обогащение урана, а более прагматичные политики готовы найти компромисс с Европой и США. В случае отказа Тегерана идти на уступки, Израиль и Вашингтон способны нанести новые удары по ядерным объектам. В настоящее время многое определят результаты переговоров иранских представителей с «евротройкой» в Женеве.

Европейские страны выдвигают Тегерану ультиматум по ядерной программе

Иран рискует столкнуться с возобновлением санкций Совета Безопасности в ближайшие недели. Речь идет о мерах, отменённых десять лет назад в рамках исторического СВПД. Ранее страны-участницы этого соглашения — Франция, Германия и Великобритания — пригрозили применить механизм «возврата» санкций («snapback»), если не будет достигнут прогресс в ядерных переговорах. В этой ситуации в Женеве представители Ирана договорились о встрече с делегациями «евротройки» (E3).

Париж, Берлин и Лондон заранее подготовились к запуску процесса к 31 августа, чтобы завершить его до октября, когда Россия получит председательство в Совбезе (напомним, на активацию механизма потребуется еще 30 дней). Западные государства считают, что поздняя инициатива значительно усложнит процедуру возвращения санкций.

Поскольку Великобритания, Германия и Франция подписали ядерное соглашение 2015 года, они могут юридически инициировать восстановление санкций в Совбезе. Для реализации этого им необходимо провести сложную процедуру — инициировать голосование по продлению отмены санкций, а затем проголосовать против продления.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, иранист Владимир Сажин сообщил «Известиям», что остановить «snapback» невозможно. Максимум, что способна сделать Россия в качестве председателя Совбеза — это задержать голосование до 19 октября. Он напомнил, что 18 октября истекает юридическое действие резолюции СБ ООН №2231, регулирующей ядерное соглашение.

Бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе в разговоре с «Известиями» отметил, что Россия на посту председателя Совета Безопасности сможет лишь отложить рассмотрение подобной резолюции, но не заблокировать её полностью.

— Введение этих санкций будет иметь статус международно одобренных Советом Безопасности ООН. Разумеется, Россия и Китай могут тихо тормозить процесс, но остальные государства обязаны выполнять решения Совбеза и вводить ограничения, — добавил Владимир Сажин.

Справка «Известий»

Механизм «snapback» действует следующим образом: если одна из сторон СВПД считает, что другая нарушает обязательства, спор рассматривается Совместной комиссией и Консультативным советом (состоит из представителей сторон). На каждую стадию отводится до 15 дней, а весь процесс длится около месяца. Если вопрос не решён, жалобщик может прекратить выполнение обязательств и обратиться в Совет Безопасности. В случае отказа принять резолюцию о сохранении отмены санкций в течение 30 дней, предыдущие ограничения автоматически восстанавливаются.

Позиция России против возобновления санкций в отношении Ирана

Вместе с тем европейские страны рассматривают альтернативный, мирный сценарий. Они предложили отсрочить автоматическое возвращение санкций, если Иран возобновит диалог с США и восстановит сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), приостановленное после 12-дневной войны с Израилем.

Недавно президент Ирана Масуд Пезешкиан обсудил вопросы ядерной программы с Владимиром Путиным, выразив признательность российской стороне за поддержку права Тегерана на развитие обогащенного урана. По сведениям иранского агентства IRNA, глава России выразил надежду на успешное завершение переговоров по резолюции 2231 Совбеза ООН.

Стоит отметить, что Россия сомневается в законности угрозы западных стран применить механизм «snapback». Постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов ранее отмечал «Известиям», что США, вышедшие из СВПД, а также европейские государства, ужесточившие санкции в отношении Ирана, нарушили соглашение и, следовательно, утратили право инициировать «snapback». После одностороннего выхода США из СВПД в 2018 году Европа не смогла выполнить свои обязательства по обеспечению торговли и банковских операций с Ираном.

В этом контексте CNN сообщил, что Тегеран рассматривает меры ограничения сотрудничества с МАГАТЭ, возможный выход из Договора о нераспространении ядерного оружия и включение стран «евротройки» в список «враждебных государств». Это позволит вооружённым силам Ирана осуществлять проверки судов под своим флагом в Персидском и Оманском заливах.

«E3 только теряют уважение, ведя себя как капризные дети, разочарованные в ситуации. Они утратили моральные и политические ориентиры», — заявил неназванный источник из Ирана CNN.

При этом Владимир Сажин отмечает, что внутри Ирана отсутствует единая точка зрения относительно обогащения урана. Радикальные силы выступают за продолжение ядерной программы без ограничений, а другая часть элиты поддерживает переговоры как с Европой, так и с США. Американская сторона, по его словам, требует полного прекращения обогащения урана и предлагает закупать его за рубежом, что для многих в Тегеране является угрозой национальному суверенитету.

— Если Тегеран не пойдет на компромисс с Вашингтоном, переговоры будут заблокированы, что может привести к новым военным ударам по иранским объектам, в том числе с стороны Израиля. Ситуация остаётся сложной и в значительной мере зависит от внутриполитического баланса и позиции верховного лидера Али Хаменеи, — рассказал эксперт.

Масуд Пезешкиан в недавнем интервью Al Jazeera заявил, что Иран не намерен создавать ядерное оружие, но планирует продолжать обогащение урана в рамках международного права. Отвечая на высказывания президента США Дональда Трампа, который выступал против обладания Ираном ядерного оружия, Пезешкиан подтвердил общую позицию Тегерана. Ранее обеспокоенность вызвал доклад МАГАТЭ о повышении уровня обогащения урана в Иране до 60%, что по мнению Израиля является шагом к созданию ядерного оружия и служит оправданием ударов по иранским объектам. При этом Пезешкиан подчеркнул, что представление о разрушении иранской ядерной программы после ударов США и Израиля ошибочно, поскольку её потенциал основан на научных знаниях, а не на физических объектах.

Лента

Все новости