В России уже пять недель подряд фиксируется дефляция. На последней неделе снижение цен составило 0,05%. Такая ситуация к концу лета, в целом, является обычной, однако длительность падения потребительских цен в этот раз вызывает удивление у специалистов, хотя рекордом это пока не назвать — особенно учитывая рост инфляционных ожиданий. Тем не менее, пока преждевременно говорить о «заякоренной» дефляции, процесс, вероятнее всего, вскоре изменит направление. В материале «Известий» разбираются причины и перспективы дальнейшего снижения цен.
Сила в овощахАвгустовская или сентябрьская дефляция для России считается нормальным явлением. Урожай снижает цены на плодоовощную продукцию, что тянет вниз и стоимость других продуктов питания. В прошлом случаи, когда недельное снижение цен не фиксировалось, были довольно редкими. Обычно дефляция длится около месяца. На данный момент цены снижаются уже пять недель подряд. Это достаточно долго, но еще далеко от рекорда 2011 года, когда дефляция длилась сразу три месяца.
В период с 12 по 18 августа среднее падение цен в России составило около 0,05%. Сильнее всего цены снизились на овощи, особенно на картофель и помидоры. Почти все продовольственные товары стали дешевле, тогда как в сегменте непродовольственных товаров наблюдалось разнонаправленное движение: некоторые позиции подорожали, другие подешевели. Аналогичная ситуация наблюдалась и в услугах. Таким образом, без учета плодоовощной продукции рост цен был минимальным, практически в пределах статистической ошибки.
Это указывает на то, что дефляция в текущем году может задержаться, так как её движущими факторами являются не только сезонные явления, но и общее замедление роста цен под воздействием монетарной политики Центрального банка России. Стоит напомнить, что реальная ключевая ставка (номинальная ставка минус инфляция) сейчас держится на уровне около 9%. Это очень высокий показатель, один из самых больших в мире. Такой разрыв оказывает сильное давление на экономику, снижая потребительскую и кредитную активность и сокращая спрос.
Ожидания не имеют значенияИнтересный факт: несмотря на снижение цен, инфляционные ожидания выросли с 13 до 13,5%. Многие аналитики утверждают, что именно ожидания формируют долгосрочные инфляционные тенденции. Однако есть предположения, что в этих цифрах сыграли роль повышение тарифов ЖКХ и удорожание бензина, хотя эти факторы уже во многом учтены рынком.
Евгений Горюнов, заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара, отметил, что инфляционные ожидания в целом не являются особо информативным индикатором.
— Они в большей мере отражают текущие ценовые тенденции — люди проецируют на будущее то, что видят сейчас. Если цены растут, они ожидают дальнейшего роста. В июле повысили тарифы на коммунальные услуги, это заметили все, и увеличение инфляционных ожиданий — это просто последствия повышения тарифов, — пояснил эксперт.
Что касается дефляционного тренда, к нему стоит относиться внимательно. Для России длительная дефляция является нехарактерным явлением. Основной вопрос — насколько долго продлится этот процесс.
— С начала августа индекс потребительских цен упал на 0,19%, — объясняет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. — Это значит, что по итогам августа можно ожидать дефляцию примерно на уровне 0,2–0,3%. Сезонное понижение цен, скорее всего, затронет и часть сентября, однако с наступлением осени инфляция возобновит положительный рост.
По ее словам, замедление инфляции с начала года во многом вызывается охлаждением спроса на фоне жесткой денежно-кредитной политики Банка России и значительным укреплением рубля, что также связано с влиянием высоких процентных ставок.
— С июня Центробанк начал снижать ключевую ставку, но в реальном выражении с учетом снижения инфляции она остается очень высокой. Экономическая активность замедляется — чему свидетельством является предварительная оценка Росстата по росту ВВП во втором квартале 2025 года на 1,1%, что существенно ниже июльской оценки Банка России (1,8%). Ослабление спроса способствует более заметному снижению инфляции, — заключила Ольга Беленькая.
Евгений Горюнов также уверен, что дефляционного тренда нет, а все объясняется сезонностью.
— Уже к началу осени этот процесс пойдет в обратную сторону — к росту цен. Для правильного анализа следует смотреть на инфляцию с учётом сезонного фактора. Если сделать такую корректировку, то текущая инфляция оценивается примерно в 3–4%, что не соответствует дефляции, — отметил он.
Ведущий аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева отмечает, что дезинфляционный тренд в значительной степени обусловлен более выраженным, чем обычно, снижением цен на плодоовощную продукцию, при этом ситуация в сфере услуг остается нестабильной.
— Поскольку недостаточно ясно, насколько устойчива текущая дезинфляция, инфляционные ожидания растут из-за сохраняющихся проинфляционных рисков, связанных с бюджетом, стабильностью рубля и рынком труда. Более ясная ситуация с инфляцией станет понятной осенью. В целом же мы не ожидаем сохранения текущей дезинфляционной тенденции в осенний период, — утверждает эксперт.
Слабости нетНаталия Пырьева считает, что преждевременно говорить о слабости экономики.
— Экономика действительно охлаждается, и на данный момент индикатор не опускался в отрицательную зону, хотя месячные показатели ВВП могут снижаться. Однако это не говорит о катастрофе, — подчеркнула она.
В свою очередь, Евгений Горюнов не считает текущее состояние экономики признаком слабости.
— Нельзя назвать спрос слабым, безработица низкая, производственные мощности загружены хорошо. Кредитный портфель растет. Темпы роста выпуска снижаются, и существуют опасения по поводу бюджетного дефицита по итогам года, но это не свидетельствует о крайней слабости, — подытожил эксперт.
Общий эффект инфляции будет зависеть и от внешних обстоятельств, добавила Ольга Беленькая.
— Дезинфляционный эффект укрепления рубля с начала года подходит к концу, и ожидаемая к концу года девальвация может вызвать повышение текущей инфляции, прежде всего в сфере непродовольственных товаров. Кроме того, сохраняются риски, связанные с геополитикой, хотя в последнее время появились признаки вероятного урегулирования украинского кризиса, — заключила представитель «Известий».