Американские инвесторы с интересом следят за предстоящей встречей между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, которая пройдет на Аляске. Многие представители бизнеса надеются на достижение прогресса, который даст им возможность вернуться на рынок России. В первую очередь это касается компаний из авиационной отрасли, высокотехнологичного сектора, энергетического оборудования и косметики, сообщил «Известиям» Роберт Эйджи, руководитель торговой палаты США в РФ. Американский бизнес рассчитывает на отмену санкций и возобновление прямого авиасообщения между странами. Возможность снятия некоторых ограничений существует, но для этого потребуется одобрение конгресса, где против сближения с Россией выступают как демократы, так и часть республиканцев. Подробнее о том, что изменится после 15 августа, читайте в материале «Известий».
Американские компании ожидают результатов переговоров Путина и ТрампаПереговоры Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске вызывают большие ожидания относительно продвижения в решении украинского кризиса. Прекращение боевых действий и переход к мирному урегулированию могут привести к нормализации экономических отношений между Москвой и Вашингтоном.
— Мы надеемся на движение в сторону мирного разрешения конфликта, — рассказал «Известиям» глава Американской торговой палаты в России (AmСham) Роберт Эйджи. — По данным нашего регулярного опроса AmCham Pulse Survey, четыре года назад 70% американских компаний считали российский рынок стратегически важным, но без прогресса в вопросах мирного урегулирования эти возможности остаются неиспользованными. Как бизнес-сообщество мы очень рады, что встреча состоится, и надеемся на улучшения в этом направлении.
Американский бизнес понес убытки свыше 300 млрд долларов после ухода с российского рынка. Основные потери пришлись на IT и медиа — около 123 млрд долларов, потребительский сектор и здравоохранение потеряли 94 млрд долларов, финансовые организации — 71 млрд, промышленность — 26 млрд, энергетика — 10 млрд, подсчитали в Российском фонде прямых инвестиций. При этом большинство американских компаний продолжает работу в России, подчеркнул Роберт Эйджи.
— С рынка ушли лишь те, кто физически не мог работать из-за санкций США и ЕС. Эти компании особенно ожидают мирного урегулирования как первого шага и весьма рассчитывают, что следующим этапом станет снятие ограничений, — добавил глава AmСham. — Сегодня американским фирмам запрещено инвестировать. Однако те, кого вынудили покинуть Россию из-за санкций, хотели бы вернуться к работе здесь. Особенно это касается авиационной отрасли, высоких технологий, энергетического оборудования и косметики.
Особенно многообещающим направлением является авиация, учитывая, что в ходе двусторонних переговоров в Стамбуле российские и американские представители уже обсуждали возобновление прямых авиарейсов. Ранее сообщалось, что они могут быть запущены до окончания 2025 года.
— Безусловно, мы очень хотели бы восстановить прямое авиасообщение (— «Известия»). Это важно как для рядовых граждан, так и для бизнеса. Однако главными остаются вопросы безопасности полетов и снятия запретов на покупку самолетов и запчастей, — отметил Роберт Эйджи.
Справка «Известий»12 февраля Владимир Путин и Дональд Трамп провели первый телефонный разговор, после чего российская и американская делегации дважды встречались в Саудовской Аравии. В Стамбуле состоялись несколько раундов технических консультаций по нормализации отношений между странами.
Перспективные российско-американские проекты
Пока неизвестно, будут ли американские компании участвовать в предстоящем Восточном экономическом форуме во Владивостоке 3–6 сентября, однако на ПМЭФ предприниматели из США прибыли, причем их число выросло почти на треть по сравнению с предыдущим годом. В этом году на площадке питерского форума впервые за несколько лет прошел бизнес-диалог между двумя странами, организованный Американской торговой палатой под руководством Эйджи и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Спикеры AmCham и АСИ обсудили возможности сотрудничества в сферах инвестиций, промышленности, энергетики, технологий и инфраструктуры.
Российско-американское сотрудничество может возобновиться в энергетическом секторе, особенно в Арктике. Как утверждает эксперт по международному коммерческому праву Джеймс Тидмарш, в этом регионе сосредоточено 13% мировых неразведанных запасов нефти и 30% — газа. При этом в 2011 году Россия и США заключили соглашение по разведке и добыче в российской Арктике, но проект был приостановлен в 2014-м после вхождения Крыма в состав России.
Кроме того, в феврале Владимир Путин выразил готовность сотрудничать с США в проектах по добыче редкоземельных металлов на территории России. Следует отметить, что взаимодействие между Москвой и Вашингтоном не прекращается полностью: Россия экспортирует в США ядерное топливо (обогащенный уран, плутоний), палладий и удобрения. СМИ сообщали о двукратном увеличении поставок российского карбамида (мочевины) на фоне введения Трампом 10-процентных пошлин для большинства стран мира.
Специальный представитель президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков ранее отметил потенциал сотрудничества, в частности, между Якутией и Аляской, в масштабных природоохранных и терраформирующих инициативах. Возможно, встреча Путина и Трампа в Анкоридже 15 августа даст импульс и другим «арктическим проектам».
Некоторые эксперты считают, что Россия и США могли бы договориться о сооружении тоннеля под Беринговым проливом, соединяющего Евразию и Северную Америку. Этот проект способствовал бы освоению богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока, где расположены крупнейшие месторождения. Еще одна область сотрудничества — космическая сфера. В июле глава «Роскосмоса» впервые за восемь лет посетил США для встречи с топ-менеджерами NASA. Дмитрий Баканов и Шон Даффи обсудили планы дальнейшей работы Международной космической станции, а также совместного освоения Луны и дальнего космоса.
Перспективы отмены санкцийАктивному возвращению американских компаний на российский рынок будет способствовать только снятие санкций или хотя бы их ослабление. По мнению Виктории Журавлевой, руководителя Центра североамериканских исследований и заместителя директора по науке ИМЭМО РАН, данная тема может обсуждаться на встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Анкоридже.
— После урегулирования конфликта пример США может подтолкнуть и европейских партнеров к аналогичным шагам. Если Вашингтон пойдет на это, для нас это будет значимо, — подчеркнула она «Известиям».
Однако снятие ограничений потребует разрешения конгресса, где сейчас большинство составляет партия республиканцев — единомышленников президента США.
— Пока республиканцы контролируют конгресс, который управляем относительно эффективно, теоретически возможно принятие новых законопроектов, позволяющих хотя бы частичное взаимодействие с Россией в сферах, наиболее интересных для США, — объяснила Журавлева.
Тем не менее на Трампа оказывается давление со стороны оппозиции, в том числе не только демократов, но и части республиканцев. Так, сенатор Линдси Грэм (включенный в список террористов и экстремистов в РФ) предложил ввести пошлины в размере 500% на товары из стран, закупающих нефть российского происхождения.
— Есть такие личности, как Линдси Грэм, который ранее активно поддерживал Трампа, но сейчас стал «супер-ястребом». Президент теперь сталкивается с оппозицией как со стороны демократов, так и части республиканцев. В некотором смысле он одинок в своей позиции, — отмечает «Известиям» Питер Кузник, директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне. — Чем успешнее пройдет встреча с Путиным, тем сильнее будет давление оппонентов. Это печальная реальность.
Под давлением политических сил Трамп, вероятно, пытается сохранять гибкость. В июле президент усилил риторику в отношении Москвы и угрожал введением новых санкций при отсутствии прогресса по украинскому вопросу. Крайний срок для принятия решения о новых ограничениях был назначен на 8 августа. Однако новые санкции не вводились, а взамен стороны согласовали проведение встречи на Аляске. В то же время Трамп увеличил тарифы на индийские товары из-за закупок Нью-Дели российской нефти.
После возвращения Дональда Трампа в Белый дом товарооборот между странами начал расти. В мае импорт из России достиг максимума с марта 2023 года, увеличившись на 9,6% — до 539,6 млн долларов, согласно американской статистике. Однако в целом объем двусторонней торговли снижается. По данным торгового представительства США, в 2023–2024 годах товарооборот сократился на 25%, составив 5,2 млрд долларов.