По всей стране участники садовых товариществ начали волноваться из-за распространенных новостей о принятом законе, согласно которым, как сообщали СМИ, с 1 сентября будет запрещено вести предпринимательскую деятельность на землях СНТ. Многими это воспринялось так, что все официальные магазины, где дачники обычно покупают продукты, закроются. Однако на деле закон оказался техническим, и никаких подобных ограничений в нем нет. Тем не менее остаётся актуальным вопрос регулирования деятельности предпринимателей, действующих на территориях садовых некоммерческих товариществ. В данной ситуации разбирались «Известия».
Откуда появились слухи о запрете бизнеса в СНТВ выходные дни ряд СМИ выпустили материалы с заголовками, которые говорили, что с 1 сентября предпринимательскую деятельность в СНТ запретят. В новостях речь шла о поправках к закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ был опубликован в конце прошлой недели на официальном портале правовых актов.
Сообщалось, что в новом законе дачникам запретят с сентября на своих участках открывать хостелы, склады, автомастерские и заниматься иным бизнесом, оставив разрешение лишь на продажу собранного урожая с участка площадью не более 50 соток и без привлечения наемных работников. Владельцев участков предупредили, что у них останется всего 20 дней на то, чтобы «убрать признаки предпринимательской деятельности с участков».
Эти новости вызвали обеспокоенность у многих: предполагалось, что под новый запрет могут попасть и действующие магазины на территориях садовых товариществ. При этом Росреестр уже разъяснял, что на участках СНТ нельзя строить «небольшие магазины, автомастерские или автомойки» из-за несоответствия целевому назначению земель.
Влияет ли закон на предпринимательскую деятельностьЮристы отмечают, что поправки к закону не вводят новых правил для ведения бизнеса в СНТ. Ваге Рыбченко, глава юридической приемной Московского союза садоводов, указал на некорректность трактовки закона как запрета бизнеса в СНТ.
— Запрет предпринимательской деятельности на садовых участках действует уже несколько десятилетий в другой редакции, — рассказал он «Известиям». — Сейчас формулировки слегка изменены, но сути это не меняет.
Рыбченко отметил, что возможность ведения коммерческой деятельности в СНТ зависит не от закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства», в который внесены поправки, а от правил землепользования и градостроительных норм территории. Если разрешенный вид использования земель позволяет предпринимательство, закон о садоводстве его не запрещает.
По словам Динары Хакимовой, руководителя юридического департамента Союза садоводов России, вся предпринимательская деятельность на земельных участках регламентируется целевым назначением этих земель.
— Это относится не только к землевладениям под садоводство или огородничество, но и к участкам с назначением ИЖС, промышленности и так далее, — пояснила она «Известиям». — Каждый участок должен использоваться согласно своему целевому назначению, прописанному в ЕГРН.
Насколько распространён бизнес в СНТДинара Хакимова обращает внимание, что сейчас многие садовые товарищества работают круглогодично, что делает необходимость в магазинах на их территории очевидной. Узаконить такой магазин возможно.
— Если предпринимательская деятельность уже легализована на участках в СНТ, изменений не будет, — говорит эксперт. — Однако собственникам стоит проверить разрешенный вид использования земли: если участок предназначен только для садоводства, а там расположен магазин, то следует привести документы в порядок.
Она добавила, что территориальные органы Росреестра проводят земельные проверки по обращениям граждан: если предприниматель ведет деятельность с нарушением, инспекторы выезжают на место, составляют акты и направляют дело в суд.
Андрей Туманов, глава Московского союза садоводов, отметил, что внутри садоводческих товариществ часто действуют неформальные правила — «по понятиям и добрососедству» — поэтому если соседи не жалуются, люди могут заниматься разными делами. Аналогичная ситуация происходит и в гаражных кооперативах. Более того, отметил Туманов, закрыть магазин в СНТ сложно, так как это вызовет недовольство членов товарищества, для которых торговая точка часто важна. Многие СНТ расположены далеко от городов, а некоторые, как, например, садоводческий массив «Мшинская» в Ленинградской области, по размеру сравнимы с городами, где коммерческая деятельность необходима.
Депутат Госдумы Никита Чаплин указывает, что в законе появилась более четкая формулировка «ведение садоводства и огородничества для собственных нужд», а запреты на бизнес преимущественно касаются тех объектов, что создают неудобства для соседей — мини-отели, автосервисы, питомники.
Депутат отмечает множество жалоб от членов СНТ на шумные бани с функцией кафе или склады с круглосуточными грузовыми перевозками.
— По нашему мнению, примерно 15–20% участков в Подмосковье используются для коммерческой деятельности — от аренды до мелких производств, — рассказал «Известиям» Никита Чаплин.
Оксана Васильева, доцент Финансового университета и глава юридической компании, отмечает, что в СНТ исторически много нелегальных предпринимателей, которые используют землю, предназначенную для садоводства, в коммерческих целях: сдают арендуемое, оборудуют платные бани, кафе, магазины, а порой строят жилые дома для продажи.
— Легальная предпринимательская деятельность на землях СНТ существует в ограниченных масштабах, в основном в рамках, не нарушающих целевое назначение земли, например, продажа излишков сельхозпродукции для личных нужд. Масштабы легального бизнеса значительно меньше неформального сектора, — сообщила она «Известиям».
Васильева советует предпринимателям в СНТ реорганизоваться в потребительский кооператив — такую форму оформления допускает закон для совместной производственной и хозяйственной деятельности. Также она рекомендует менять вид разрешенного использования земли для законного ведения коммерции.
«Запретили то, что уже запрещено»Эксперты подчеркивают, что принятый законопроект не вводит юридических новшеств.
— Это технические корректировки, которые были неверно истолкованы. Законодатели лишь стандартизировали формулировки в нормативном акте, — отмечает Ваге Рыбченко.
Он также обратил внимание на одно нововведение, вызывающее его удивление — запрет на раздел жилых садовых домов между несколькими собственниками.
Андрей Туманов уверен, что принятый на 36 страницах документ нужен в основном для формального отчета о работе над совершенствованием законодательства.
— Закон разрешает то, что уже разрешено, и запрещает то, что уже запрещено, — замечает эксперт. — За последние 20 лет не было принятого акта, реально повлиявшего на жизнь садоводов.
В Росреестре рассказали «Известиям», что внесенные в закон № 217 поправки направлены на «комплексное совершенствование правоотношений в сфере садоводства и огородничества для собственных нужд». В первую очередь были приведены к единому виду термины и устранены двусмысленности.
— Законом № 353-ФЗ не предусматривается изменение правового режима садовых участков. Использование садовых земель для предпринимательской деятельности законом № 217-ФЗ было и остается не предусмотренным, — подчеркнули в ведомстве.