Саммит, назначенный на 15 августа, между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, состоится на фоне масштабных военных учений «Арктический край – 2025», которые начались в начале августа. Эти маневры организованы Соединенными Штатами вместе с их союзниками из НАТО и направлены на сдерживание влияния России в Арктическом регионе. При этом в российской столице неоднократно заявляли о готовности к диалогу и совместным действиям с Вашингтоном в данном районе. Подробнее — в материале «Известий».
Антироссийские учения «Арктический край – 2025»Учения «Арктический край» являются регулярными оборонительными маневрами, направленными на демонстрацию боевой готовности сил, охраняющих Северную Америку в условиях растущей геополитической напряженности в Арктике, сообщает пресс-служба северного командования ВС США. Стартовав 1 августа, маневры проходят в различных районах Аляски и продлятся до 31 августа. Организаторами выступают командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) и северное командование ВС США. В них принимают участие, помимо США, представители Великобритании и Дании.
Основные задачи учений включают выявление, отслеживание и нейтрализацию передовых угроз крылатых ракет на северных подходах. Места проведения маневров расположены вдоль границ России, в районах Чукотского моря и Берингова пролива.
Накануне в небе над одним из островов вблизи российской границы американские и канадские истребители провели демонстрацию силы.
По мнению издания Newsweek, «Москва продолжает иметь значительное военное присутствие в Арктике — растущей точке геополитических столкновений между Россией и Западом — через создание военных баз, размещение авиации вблизи воздушных границ Аляски и сотрудничество с Китаем». Читайте подробнее.
Кроме «Арктического края», на Аляске с 15 по 25 августа пройдут маневры «Полярный кинжал», куда войдут подразделения спецназа США — в том числе «морские котики».
От Трампа к Байдену и обратноПодобные военные учения проводятся США ежегодно. Уже в период первого срока Дональда Трампа в Вашингтоне начала уделяться повышенное внимание Арктике, что, как объясняет Белый дом, связано с задачей «сдерживания России и Китая, которые активнее осваивают регион, включая проведение совместных учений». В дополнение США объявили о планах создать ледокольный флот, целью которого является защита национальных интересов в Арктике и Антарктике, а также поддержание значимого военного присутствия. Программа рассчитана до 2029 года.
Невоенные задачи будущих ледоколов среднего и тяжелого класса будут включать прокладку подводных кабелей, разведку и добычу природных ресурсов. План Трампа также предполагает использование беспилотных летательных аппаратов и систем защищенной передачи данных для повышения эффективности флота и сбора разведывательной информации.
При администрации Джо Байдена Пентагон обновил арктическую стратегию с акцентом на расширение присутствия США в регионе, который стал доступнее вследствие изменения климата. В документе главными угрозами названы Россия, якобы активизирующая военную инфраструктуру в Арктике и выдвигающая чрезмерные претензии на акватории региона.
В Москве и Пекине данную стратегию охарактеризовали как настроенную на конфронтацию и подчеркнули, что Арктика должна оставаться территорией мира и сотрудничества.
«Активизация военного присутствия США и НАТО в Арктике повышает риск инцидентов, способных привести к неконтролируемой эскалации напряженности», — заявил на недавнем заседании Совета по стратегическому развитию Военно-морского флота помощник президента РФ и глава Морской коллегии Николай Патрушев.
Он напомнил, что именно сотрудничество в Арктике называлось одним из многообещающих направлений сотрудничества Москвы и Вашингтона после возможного возвращения Дональда Трампа в Белый дом.
На форуме «Арктика — регионы» министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что Россия стабильно выступает за мир и стабильность на Севере и открыта к прагматичному диалогу с теми, кто готов вести общение на равных и с уважением.
Поддерживает такую позицию и глава Российского фонда прямых инвестиций, спецпредставитель президента по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, который призывает к сотрудничеству в сфере экологии, инфраструктуры и энергетики в Арктике и за её пределами.
Мнения экспертовМладший научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Александр Ермаков в беседе с «Известиями» отметил, что учения «Арктический край – 2025» отличаются от предыдущих прежде всего повышенным вниманием СМИ, вызванным проведением саммита на Аляске.
— Взаимодействие России и США в Арктике возможно так же, как и в других сферах экономического сотрудничества. В отличие от космоса, Арктику нельзя считать какой-то особой областью, — поделился своим мнением он.
Илья Крамник, научный сотрудник центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, также считает, что существенных изменений в нынешних учениях по сравнению с прошлыми пока не наблюдается.
— Россия и США могут взаимодействовать, включая обеспечение безопасности судоходства, а при улучшении отношений — и по вопросам эксплуатации арктических ресурсов. Кроме того, обе страны заинтересованы в ограничении активности неарктических государств, особенно Китая. РФ стремится к тому, чтобы Китай использовал инфраструктуру Северного морского пути, не пытаясь самостоятельно оперировать в Арктике. США, в свою очередь, хотят сократить присутствие Китая в регионе, — отметил он.
Павел Гудев, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова, в комментарии «Известиям» отметил существующий тренд на милитаризацию Арктики.
— Основные обвинения направляются против России, однако на самом деле именно силы НАТО увеличивают свое присутствие. В свою очередь Россия стремится лишь к тому, чтобы ее военный и военно-морской потенциал соответствовал уровню угроз, что вполне оправдано, — пояснил он.
Эксперт добавил, что в американских документах по Арктике именно Россия и Китай обозначены главными угрозами безопасности США в регионе.
— Это весьма странный взгляд, ведь, несмотря на партнерские отношения, у Москвы и Пекина различаются интересы в Арктике. Ранее США понимали, что для России Арктика — общий морской регион с общей задачей защиты среды, биоразнообразия и поисково-спасательных операций, подобно Балтике или Средиземному морю, где важно сотрудничество между соседями, — пояснил Гудев.
Он добавил, что взаимодействие между Россией и США развивалось весьма успешно.
— Существовал мораторий на вылов морской биологической продукции, был принят документ по регулированию судоходства в Беринговом проливе через Международную морскую организацию. Также нет нерешенных вопросов с делимитацией, кроме соглашения 1990 года, которое не ратифицировано российским парламентом из-за споров о его соответствии национальным интересам. Однако его отмена и начало новых переговоров с США могут только осложнить ситуацию. Сотрудничество возможно, но главным условием является отказ американцев видеть в России угрозу и восстановление отношений как с близким соседом, — резюмировал эксперт.