Фронт без флангов: вклад партизан в общую победу


Как партизаны и подпольщики противостояли врагу на оккупированных территориях Великой Отечественной войны

29 июня 1941 года, через неделю после начала Великой Отечественной войны, вышла директива Совнаркома о создании в местных органах власти, профсоюзах и комсомольских ячейках партизанских отрядов для борьбы с захватчиками на оккупированных территориях. К тому времени партизанское движение уже зарождалось стихийно. С этого дня у разрозненных отрядов появилось единое командование — конечно, не такое иерархичное, как в регулярных частях. Но действовали партизаны и подпольщики эффективно, не давая немцам ни дня покоя. В тылу врага началась настоящая война — фронт, у которого не было флангов. Как это было, вспоминали «Известия».

От Карелии до Карпат

Заблаговременно разработанной концепции партизанской войны в СССР не было. Но и политическая власть, и спецслужбы показали, что умеют действовать оперативно. Организовать нелегальную работу удалось во всех городах, которые занял враг, быстро продвигаясь на восток летом и осенью 1941 года. Но ничего бы не удалось, если бы сотни тысяч советских людей не проявили мужество и патриотизм, который был для них важнее инстинкта самосохранения или желания устроиться в жизни. Они не желали смиряться с властью захватчиков.

Для немцев это стало неожиданностью — и уже в первые месяцы войны они панически боялись и боролись с подпольщиками жестокими террористическими методами. В первый год войны, 16 сентября, фельдмаршал Вильгельм Кейтель издал приказ, согласно которому только за покушение на немца предписывалось брать в заложники и уничтожать от 50 до 100 советских людей. Эти варварские меры не помогли: с каждым месяцем подполье только росло.

В первые месяцы войны немцам удалось оккупировать значительную часть промышленных, многонаселенных и наиболее развитых областей Советского Союза. Но всюду действовало подполье — и гитлеровцы не могли эффективно использовать советские заводы, фабрики, аграрные предприятия — так, как это происходило в Западной Европе. Гитлеровцы, как известно, завоевали несколько крупных стран Старого Света. В некоторых из них — и здесь в первую очередь нужно назвать Югославию и Польшу — развернулось сильное движение Сопротивления. Но ни по масштабам, ни по результатам это патриотическое движение нельзя даже сравнивать с той народной войной, которая шла в Советском Союзе, от Карелии до Карпат.

«От имени храбрых из храбрых»

Каркас партизанского движения составляли ушедшие в подполье партийные и комсомольские ячейки и, конечно, чекисты. Важную роль играли бежавшие из плена бойцы и командиры Красной армии. Некоторые подпольные соединения подчинялись напрямую НКВД и военной разведке, многие партизанские отряды возникали стихийно.

Молодой учитель математики из Витебской области Петр Машеров в первые дни войны добровольцем ушел на фронт. Попал в окружение, оказался в плену. Но сумел бежать, спрыгнув с поезда. В августе 1941 года в родном селе Россоны он создал отряд подпольщиков, а потом партизаны выбрали его командиром отряда имени Щорса, который не давал немцам чувствовать себя хозяевами в трех районах Витебщины. Рядом с Машеровым сражались его ученики. Они собирали по деревням соратников, инсценируя их аресты — чтобы у гитлеровцев не было лишнего повода для карательных операций против мирных жителей. Взорванные мосты, нападения на полицаев и гестаповцев — Машеров подготовил сотни акций в гитлеровском тылу. В 1944 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. Много лет спустя бывший партизан возглавил Белорусскую ССР — и о нем в народе сохранилась добрая память и как о партизанском командире, и как о политике.

Сидор Ковпак — крестьянин из запорожских казаков — воевал еще в Первую мировую. Заслужил два солдатских георгиевских креста. Во время Гражданской войны собрал партизанский отряд, который действовал против кайзеровских оккупантов, а заодно и сражался с белыми. Когда началась Великая Отечественная, он был председателем горисполкома в Сумской области, в Путивле. Когда в город пришли немцы, «дед Ковпак» с несколькими десятками активистов ушел в лес. Его отряд быстро разрастался — и в одном из первых боев они захватили у гитлеровцев танк.

В партизанской армии Ковпака царила железная дисциплина и осторожность. К весне 1942 года ковпаковцы уже совершали рейды по вражеским тылам на сотни километров. Тогда Сидор Артемьевич получил свою первую Звезду Героя. Немецкие гарнизоны впадали в панику, когда слышали: «Идет Ковпак!» Он редко просил у центра вооружение: предпочитал отбивать его у немцев. Так и говорил: «Мой поставщик — Гитлер». Партизанскому командиру присвоили звание генерал-майора. Ковпаковцы сражались в Белоруссии, Карпатах, Польше. В июле 1944 года партизанское воинство Ковпака соединилось с регулярными частями Красной армии.

И такие народные мстители появлялись повсюду, где нашу землю топтал немецкий сапог. В Брянской области сражались с гитлеровцами 139 партизанских отрядов. В лесах базировалось более 60 тыс. бойцов. И еще тысячи работали в подполье в оккупированных городах и селах. Из них двенадцать стали Героями Советского Союза.

Неподалеку от станций Дно и Дедовичи в Псковской области, на берегах реки Шелони осенью 1941 года образовался партизанский край, героическая «лесная республика». Жители этого края и под оккупацией жили по законам советского государства. Организатором партизанского отряда «За Родину» стал столяр локомотивного депо «Новосокольники» Николай Кудрец.

Один из первых всенародно известных подпольщиков и партизанских вожаков Константин Заслонов говорил: «Наша страна в огне. Жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины. Я вас заверяю от имени храбрых из храбрых, просящих меня передать вам, что клятву партизан — присягу — выдержим с честью».

Партизанская присяга:

Я, гражданин великого Советского Союза, верный сын своего героического народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей белорусской земле не будет уничтожен. Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину. За сожженные города и села, за смерть детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь и смерть за смерть! Я клянусь всеми средствами помогать Красной армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя крови и своей жизни. Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь белорусский народ в рабство коварного фашизма. Если же по моей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей.

Битва в тылу врага

С мая 1942 года действовал Центральный штаб партизанского движения при Ставке верховного главнокомандования. Он давал лесным армиям задания, помогал в снабжении. Крупнейшей операцией, которую разработал штаб и реализовали партизаны, была «Рельсовая война», прогремевшая в августе–сентябре 1943 года. Завершалась Курская битва, готовилось наступление Красной армии — и нужно было активизировать войну в тылу врага, чтобы отвлечь немецкие силы на защиту железных дорог. 100 тыс. партизан, к которым из центра забросили инструкторов-подрывников, приняли участие в этой операции. Слаженно 3 августа в нескольких оккупированных областях удалось подорвать более 40 тыс. рельсов. Так продолжалось несколько недель. Партизанам удалось сорвать план снабжения отступавших немецких дивизий.

Партизанскому движению помогал 101-й авиаполк, которым командовала легендарная Валентина Гризодубова. Она совершила более 200 боевых вылетов, в основном ночью, в партизанские лагеря. У летчицы была поговорка: «Хуже погода — лучше лететь» — меньше возможности, что тебя заметят вражеские истребители. Полк обеспечивал вооружением, продовольствием и резервами отряды Сидора Ковпака, Алексея Федорова, Василия Бегмы. Летчики вывезли на большую землю более 4000 детей, множество раненых. Лесные герои ощущали: их поддерживает большая страна — и крепче верили в победу.

Озверевшие гитлеровцы только в Белоруссии уничтожили 628 населенных пунктов вместе со всеми их жителями — подчас поводом для таких акций становилось лишь подозрение в связях с партизанами. И все-таки в тылу у немцев сложились целые партизанские края, которые гитлеровцы просто не могли контролировать. Карательные рейды не помогали. Партизанские отряды несли потери, но не складывали оружия.

Герои подполья

Уже в годы войны легендарной стала комсомольская подпольная организация в оккупированном Краснодоне — «Молодая гвардия». Их было немного — 47 юношей и 24 девушки. Они выпускали антифашистские листовки, подожгли немецкую биржу труда со списками тех, кого предполагалось угнать в Германию, в праздничный день устанавливали на крышах домов красные знамена. Словом, показывали и немцам, и соотечественникам, что наша Родина не сдается и будет сражаться до победы. В январе 1943 года немцы вышли на следы молодогвардейцев. Почти ни у кого из юных подпольщиков не было опыта диверсионной работы... Большинство героев не избежали ареста. Их зверски пытали, а 13 января казнили — сбросили в глубокую шахту. Через месяц Красная армия освободила Краснодон. Подвиг молодогвардейцев, ставший символом самоотверженного сопротивления врагу, стал известен всей стране. И никогда не будет забыт.

Особая страница войны — подвиги диверсантов, которые действовали в тылу врага. Полковник инженерных войск Илья Старинов заслужил среди коллег титул великого подрывника. Здесь необходима не только смелость, но и аналитическая работа. Старинов умел выбрать оптимальное место для минирования, заранее определяя, где могут оказаться высокопоставленные гитлеровцы. Классический пример — Харьков. Тогда Старинову удалось заминировать важнейшие объекты города и дистанционно подорвать их, уничтожив командование немецкого гарнизона, включая генерала Георга фон Брауна.

Остался в оккупированном Киеве разведчик Иван Кудря. Он возглавил группу подпольщиков, которая, как вспоминал руководитель 4-го, «диверсионного», управления НКВД Павел Судоплатов, «должна была проникнуть в украинское националистическое подполье, на которое немецкое командование делало серьезную ставку». Кудре это удалось. В конце 1941 года на его счету были такие операции, как подрыв немецкой комендатуры, уничтожение кинотеатра, в котором собрались оккупанты. По сведениям, которые он добыл, удалось разоблачить около ста немецких шпионов в нашем тылу. Действовать приходилось на волосок от гибели — и осенью 1942 года Кудря попал в руки гестаповцев. Посмертно отважного диверсанта удостоили звания Героя Советского Союза.

В 1944 году действия партизан стали прологом к победной операции «Багратион», которая завершилась освобождением Белоруссии и разгромом немецкой группы армий «Центр». 16 июля 1944 года на поле минского ипподрома состоялся партизанский парад. Бойцы-бородачи старались держать строй, но частенько сбивались с шага, да и одеты были по-разному — не по форме. Кто в фуражке, кто в пилотке, кто в штатской кепке, а некоторые, несмотря на жаркую июльскую погоду, щеголяли в ватниках, к которым привыкли в лесах и землянках. Незабываемый был парад. Минчане с восхищением смотрели на тех, в ком видели своих защитников, подлинных народных героев.

Тысячи партизан и диверсантов остались в строю и в последние месяцы войны — в регулярной армии, на прифронтовой территории, которую контролировали гитлеровцы. Они сражались до победы, выполнив свою клятву.

За четыре года Великой Отечественной более миллиона партизан и подпольщиков встали на бой против оккупантов. Они отдали для победы всё. В этот день мы вспоминаем, что в годы Великой Отечественной на защиту Отечества поднялся весь народ. Подвиги партизан и разведчиков-диверсантов, вставших на защиту Отечества, всегда будут для нас примером доблести и отваги. Если у вас в семейном архиве хранится скромная медаль «Партизану Отечественной войны», берегите ее как великую святыню.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Лента

Все новости