Почти 130 малых городов в России могут стать ненаселенными


Фото: РИА Новости/Игорь Подгорный

В России могут исчезнуть 129 малых городов с миллионами жителей и серьезными проблемами.

В России существует угроза исчезновения 129 малых городов, в которых проживают около 3,4 миллиона человек. За последнее десятилетие численность жителей в этих населенных пунктах сократилась на 314 тысяч. Таковы результаты исследования, подготовленного РАНХиГС для правительства страны. В докладе отмечается, что наибольшие трудности испытывают северные угольные, металлургические и лесопромышленные города, а также малые города, располагающиеся на периферии ряда регионов. В отношении 106 таких населенных пунктов уже разрабатываются мастер-планы для реализации инвестиционных проектов с целью развития инфраструктуры. Только в 2025 году на эти задачи выделено 4 миллиарда рублей. Материал из «Известий» рассказывает о причинах сокращения населения в малых городах и мерах, которые государство предпринимает для решения проблемы.

Какие города находятся под угрозой исчезновения

Исследование, проведенное экспертами РАНХиГС в рамках госзаказа аппарата правительства, анализирует демографические изменения и экономический потенциал малых городов России.

«Экспертно-аналитические материалы были направлены в аппарат правительства Российской Федерации, в настоящий момент они проходят детальную экспертную оценку», — сообщили изданию «Известия» в правительстве.

Авторы исследования называют основными причинами снижения численности населения, уменьшение занятости и сокращение числа малых и средних предприятий.

По данным документа, в настоящее время в малых городах с населением менее 50 тысяч человек проживает свыше 3,4 миллиона жителей. За последние десять лет численность уменьшилась на 314,5 тысяч, как подсчитали аналитики РАНХиГС. Самые значительные сокращения наблюдаются в северных угольных, металлургических и лесопромышленных городах, а также в некоторых периферийных населенных пунктах, например в Порхове (Псковская область), Заволжье (Нижегородская область) и Нолинске (Кировская область). Среди наиболее уязвимых — населенные пункты Брянской, Новгородской и Кировской областей, а также Красноярского края.

«В таких районах отмечается дефицит внутренних ресурсов для развития, и из-за множества малых городов сложно справедливо распределить внешнюю поддержку», — отмечают авторы исследования.

Тяжелое положение наблюдается также в ряде северных промышленных регионов. Согласно данным РАНХиГС, наиболее серьезные потери населения фиксируются в Верхнем Тагиле (Свердловская область), Трубчевске (Брянская область), Инте (Республика Коми), Кеми и Медвежьегорске (Карелия), Торжке (Тверская область). Кроме того, к данной категории попали периферийные города в развитых регионах, например Рошаль в Московской области и Оха на Сахалине.

«Убывающие города аграрно-индустриальных регионов находятся в относительно лучшем положении благодаря продовольственной безопасности и более комфортным условиям жизни. Однако кризис промышленности и продолжающееся смещение населения к крупным центрам увеличивают риски утраты малых населенных пунктов», — гласит исследование.

Процесс сокращения малых городов может длиться в течение нескольких поколений: в северных регионах он происходит быстрее, а в Черноземье — более медленно, пояснил заведующий лабораторией изучения экономики развития Президентской академии Степан Земцов.

— Как итог, зачастую часть функций малого города утрачивается, и он становится сельским поселением либо небольшим населённым пунктом, — отметил он. — Однако эти процессы не всегда необратимы. Появление новых экономических стимулов — к примеру, изменение логистических маршрутов, создание промышленных или агропромышленных кластеров, инвестиционные проекты в туризме или восстановление локального производства — может вернуть городу его прежнюю роль. В истории наблюдаются немалые случаи, когда небольшие населённые пункты оживали благодаря новым точкам роста.

По его словам, многое зависит от того, насколько регион, местное сообщество и предприниматели способны адаптироваться к меняющимся условиям, а также от стратегических решений на федеральном и местном уровне.

РАНХиГС рекомендует использовать имеющийся потенциал некоторых городов — специализацию в актуальных отраслях, выгодное транспортно-географическое положение, а также естественный или миграционный прирост, в том числе благодаря сезонной субурбанизации (развитию пригородов крупных городов и переселению туда жителей).

«В северных районах для добывающих и лесоперерабатывающих городов наиболее реалистичной стратегией является управляемое сокращение с развитием инфраструктуры в опорных населенных пунктах», — констатируют авторы.

Причины оттока жителей

Тематика малых городов — это вопрос не только статистики, но и судьбы людей, а также будущего целых территорий, отметил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.

— К сожалению, отток населения продолжается, — подчеркнул он. — Особенно это заметно в северных регионах, например, в Иркутской области. Там, где отсутствуют рабочие места и базовая инфраструктура, сложно ожидать возвращения молодежи, особенно студентов, уехавших получать образование.

Основными причинами являются сокращение рабочих мест после закрытия градообразующих предприятий, устаревшая инфраструктура, разрушение объектов ЖКХ, недостаток современного транспорта, связи и медицины, а также массовое старение населения и отток молодежи, считает заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.

— Такая ситуация, например, характерна для Тотьмы или Каргополя, где население насчитывает меньше 10 тысяч человек, — рассказывает туристка Ольга. — Местные жители отмечают, что у администраций нет средств на ремонт зданий, мостов и дорог. Они пытаются чинить их своими силами с подручными материалами, но состояние объектов при этом не улучшается.

Несмотря это, есть и положительные примеры, добавил Александр Якубовский.

— Сейчас в Усть-Куте реализуется проект строительства нефтехимического завода. Появился стабильный работодатель, и население начало прибывать, — отметил депутат. — Это пример того, как целенаправленные инвестиции, четкая перспектива и реальный спрос на рабочую силу могут оживить малый город.

Факторы, влияющие на отток населения

В России насчитывается 1120 городов, из которых более 70% — небольшие и средние населённые пункты, пояснила директор по развитию федеральных программ Школы управления «Сколково» Ирина Миронова.

— Во многом они являются основой локальной идентичности и хранителями традиций, — отметила она. — Молодые люди стремятся получать конкурентные зарплаты, иметь доступ к культурным благам и пользоваться современными удобствами. Сокращение внешней торговли и внутреннего спроса на уголь и иные полезные ископаемые также повлияло на перспективы горнодобывающих городков и поселков. Следует признать, что пытаться спасти абсолютно все малые города дорого и неэффективно.

Управляющая партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева подчеркнула, что ситуация с малыми городами — это долгосрочный непрерывный процесс.

— Сейчас мы наблюдаем последствия изменений, произошедших в стране после 1990-х годов, — пояснила она. — Моногорода находятся в наивысшей зоне риска, поскольку их благосостояние часто зависит от одной компании. По мере исчерпания угольных месторождений пропадает и сама необходимость в городе. Это печально, но закономерно.

Проблема требует комплексного подхода, включающего не только финансовую поддержку мелкого бизнеса, но и изменения налоговой и промышленной политики в отношении градообразующих предприятий, отметил Владимир Кошелев. Он предложил отменить ряд налогов для таких предприятий, а также ввести дополнительные социальные гарантии для жителей — например, повысить пенсии и ввести льготный стаж, чтобы удержать население.

— Необходимо расширить меры льготной ипотеки для молодых семей в малых городах, вплоть до нулевой ставки, — подчеркнул он. — Если не принять немедленных мер, к 2035 году начнется утрата малых городов, многие из которых обладают исторической ценностью.

Важным при решении вопросов развития малых городов является не только строительство новых объектов, но и обеспечение их дальнейшего содержания, отметил Александр Якубовский.

— Построить — только первый этап, — сказал он. — Если регион или муниципалитет не имеют средств для содержания, объекты быстро разрушаются. На депрессивных территориях выйти на самоокупаемость такие объекты могут либо очень долго, либо вовсе никогда. Требуется серьезный и откровенный разговор на федеральном уровне. Либо выбирается стратегия комплексного развития с полным сопровождением — от инвесторов до обслуживания социальных учреждений. Либо надо честно признать, что без этого малые города не смогут выжить.

Он добавил, что вопрос финансирования содержания социальной инфраструктуры должен решаться отдельно с созданием специальных механизмов, выходящих за традиционные рамки межбюджетных отношений. В противном случае вся стратегия может оказаться бесполезной.

Меры поддержки и развития малых городов

В апреле 2025 года в Министерстве экономического развития РФ прошло первое заседание рабочей группы, занимающейся развитием малых городов. По словам министра экономического развития Максима Решетникова, на рассмотрение поступило более 100 конкретных предложений по социальному, экономическому, инфраструктурному и туристическому развитию малых городов и сельских поселений.

В частности, для 106 малых городов разрабатываются мастер-планы по реализации инвестиционных проектов с развитием инфраструктуры. До 2030 года регионам будет доступно свыше 2 триллионов рублей через механизмы списания двух третей бюджетных кредитов и новые казначейские инфраструктурные кредиты.

Бизнес в малых городах уже имеет доступ к широкому спектру мер поддержки, включая льготное кредитование, гарантийную, имущественную и консультационную помощи. Кроме того, создаются территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ) и инфраструктурные парки, что позволяет компаниям быстро запускать производство.

Меры поддержки формируются на разных уровнях. В частности, в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется федеральная программа «Комплексное развитие малых и средних городов», напомнил Владимир Кошелев.

— Планируется модернизация и новое строительство дорог, обновление систем водоснабжения и канализации, расширение доступа к современным средствам связи, включая интернет, — отметил он. — Предприятия, работающие в малых моногородах, смогут получать финансовую поддержку для реализации инвестиционных проектов.

В июле 2025 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении на эти меры около 4 миллиардов рублей, напомнил Кошелев. Кредиты на инвестиционные проекты предоставляются под 7% годовых до 200 миллионов рублей на срок до пяти лет. Льготные займы для пополнения оборотных средств субъектам малого и среднего предпринимательства из моногородов доступны до 50 миллионов рублей под 11% на срок до трех лет.

Лента

Все новости