Как стало известно «Известиям», Германия намерена активизировать продвижение антироссийских санкций в рамках ЕС. В частности, Берлин планирует усилить давление на Словакию, чья премьер-министр Роберт Фицо предупредил о намерении заблокировать 19-й пакет ограничительных мер. Ранее он согласился на 18-й пакет только после подробных переговоров с канцлером ФРГ Фридрихом Мерцем. Основная задача Словакии — сохранить энергопоставки из России, однако эксперты полагают, что Брюссель пойдет лишь на частичные уступки. Противостоящим санкциям странам угрожают заморозкой европейских фондов и лишением права голоса, благодаря чему новые пакеты ограничений получают поддержку в ЕС. Подробнее о роли Германии как координатора санкционной политики в материале «Известий».
Германия координирует санкции против РоссииПосольство ФРГ в Москве сообщило «Известиям», что Берлин собирается вести переговоры с Словакией с целью убедить ее поддержать санкции против России. Ранее премьер-министр страны Роберт Фицо объявил о намерении заблокировать следующий, 19-й, пакет санкций ЕС, выдвинув свои условия.
— Федеральный канцлер Мерц выразил благодарность Словакии за готовность поддержать [18-й] пакет санкций. В дальнейшем мы планируем продолжить конструктивное сотрудничество со Словакией для совместного усиления санкционного давления на Россию со стороны ЕС, — сообщили в дипломатическом представительстве.
Также добавили, что 18-й пакет санкций ЕС показал: если российское руководство будет отказываться садиться за стол переговоров и продолжать бомбардировки на территории Украины, это скажется на России негативно. При этом официальные представители РФ никогда не отказывались от диалога ни с Украиной, ни с ее западными партнерами. Например, 4 августа в Кремле допустили возможность переговоров между Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским.
— Вся подготовительная работа для встречи пока не завершена. И хочу напомнить, что сам президент [Путин] не исключает возможность проведения такой встречи после выполнения необходимой работы на экспертном уровне и достижения существенного прогресса, — заметил пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков.
Стоит отметить, что до этого Братислава в течение месяца препятствовала утверждению 18-го пакета санкций против России. Словакия использовала этот механизм давления на Еврокомиссию, стремясь сохранить поставки российского газа. В мае ЕК обнародовала план отказа от российских энергоносителей к 2028 году. Тем не менее 18 июля Братислава поддержала введение санкций, получив от Брюсселя определенные гарантии.
Пока не уточняется, какие именно уступки подразумеваются, однако известно, что Роберт Фицо пытается добиться финансирования компенсаций за рост цен на газ из еврофондов. В ЕС уже разрабатывают 19-й пакет рестрикций против России, как ранее сообщали «Известия». В Словакии рассматривают возможность блокировки этого пакета, стремясь выторговать новые уступки у Еврокомиссии.
— Мы находимся в ситуации, когда не видим причин изменять нашу позицию. Мы не собираемся ее менять. Мы хотели обсудить и обсудим в ближайшие дни нашу позицию по 19-му пакету санкций, — заявил Фицо.
Наиболее активное влияние на Роберта Фицо, чтобы он поддержал санкции против России, оказал канцлер Германии Фридрих Мерц. Канцлер признался, что почти ежедневно созванивался с Фицо и провел с ним встречу в Брюсселе, чтобы убедить словацкого премьера ослабить свою позицию.
При правительстве Мерца Германия стала более активной в инициировании санкций против России. Недавно Берлин заключил масштабное соглашение с Лондоном, после чего страны вместе формируют повестку в Евросоюзе, несмотря на выход Великобритании из ЕС, отметил «Известиям» заместитель директора Института Европы РАН по научной работе Владислав Белов.
— Моя гипотеза состоит в том, что Дональд Трамп сократил срок урегулирования конфликта с 50 до 10 дней из-за действий британского премьера Кира Стармера. Он предложил сдвинуть срок именно к началу действия 18-го пакета санкций против России, — пояснил эксперт.
Хотя в ЕС есть страны с более жестким отношением к РФ, Германия — крупнейшая экономика союза, что естественным образом возлагает на канцлера ФРГ роль координатора. Дополнительно Фридриху Мерцу необходимо укреплять свои позиции, а противостояние с Россией помогает отвлечь внимание от внутренних проблем, утверждает политолог Вадим Трухачев.
У Берлина и Брюсселя имеются и другие инструменты для достижения согласия с непокорными странами по вопросу санкций. Например, в сентябре 2022 года Еврокомиссия заморозила средства в размере €7,5 млрд для Венгрии из бюджета ЕС. Сейчас подобное наказание может ждать Словакию: Брюссель рассматривает возможность удержания части из €12,8 млрд, выделенных Братиславе в фонде солидарности Евросоюза. Кроме того, в политических кругах ЕС обсуждают идею лишения Венгрии права голоса или перехода к принятию решений квалифицированным большинством, а не единогласно. При этом помощь Украине неоднократно одобрялась именно в моменты, когда представитель Венгрии покидал зал заседаний.
В итоге Будапешт и Братислава добивались лишь частичных уступок, но регулярно соглашаются с принятием антироссийских санкций. Похоже, эта ситуация останется неизменной до тех пор, пока свои позиции не пересмотрят лидеры ЕС — Германия, Франция и Италия. Однако предпосылок к этому пока не видно.
Каких уступок добивается СловакияОсновная тревога Братиславы и Будапешта связана с планом Еврокомиссии о полном отказе от импорта российских энергоносителей к концу 2027 года. Словакия и Венгрия не имеют выхода к морю и получают газ и нефть из России по трубопроводам «Дружба» и «Турецкий поток». Ранее Украина пыталась препятствовать поставкам по этим маршрутам.
Автомобильная промышленность занимает около 15% ВВП Словакии и составляет половину ее экспорта. Республика ежегодно выпускает около 1 миллиона автомобилей, занимая первое место в мире по производству авто на душу населения. Аналогично Венгрия выпускает автомобили: 17% от ее экспорта приходится на продукцию Audi, Opel и Suzuki. Кроме того, Будапешт активно экспортирует сельскохозяйственную продукцию. Рост стоимости энергоресурсов увеличит расходы на производство, что приведет к потере конкурентных преимуществ обеими странами.
Также следует учитывать, что Венгрия и Словакия имеют долгосрочные контракты с «Газпромом»: до 2034 года у Братиславы и до 2036 года — у Будапешта. При разрыве этих договоров им придется выплатить штрафы. Именно поэтому Виктор Орбан и Роберт Фицо используют право вето по внешнеполитическим вопросам ЕС для выторговывания выгодных условий. В прошлом такие меры уже приносили результаты — например, Венгрия добилась исключения проекта АЭС «Пакш-2» из-под действия санкций.
Однако Словакия и Венгрия не единственные страны, противостоящие отдельным ограничениям против России. По сообщениям СМИ, снижение потолка цен на нефть блокировала Мальта, а Франция и Бельгия выступали против запрета поставок российского СПГ.
— Брюссель уступит лишь в незначительных деталях, Братиславу и Будапешт заставят не отказаться, а сократить закупки российских энергоресурсов. В целом Европа — ненадежный партнер, и необходимо искать дополнительные рынки, а лучше поставлять нефтепродукты вместо сырой нефти, — прокомментировал Вадим Трухачев.
Следует отметить, что Евросоюз намерен заменить российские энергоносители американскими. В июле Дональд Трамп встретился в Шотландии с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, где было подписано политическое соглашение. Вместо изначально обещанных пошлин в 30%, президент США согласился на 15%. В обмен Брюссель пообещал ввести льготный таможенный режим для американской продукции и в следующем трёхлетнем периоде закупит у США энергоносителей минимум на $750 млрд и инвестирует в американскую экономику $600 млрд. Глава Еврокомиссии охарактеризовала соглашение с США как «лучшее, что мы могли получить».
В этой ситуации Словакия уже стремится переориентироваться на США в сфере атомной энергетики. Еврокомиссия одобрила межправительственное соглашение о сотрудничестве, согласно которому планируется строительство нового энергоблока АЭС в селе Ясловске-Богунице. Однако с нефтью и газом ситуация сложнее, поэтому Братислава пытается сохранить поставки из России, одновременно развивая альтернативные источники энергии. Учитывая, что Венгрии удалось защитить проект «Пакш-2» от санкций, у Словакии есть шансы сохранить хотя бы частичное сотрудничество с Россией в энергетическом секторе.