За непосредственное участие в боевых действиях ВСУ предлагают иностранным наемникам около $2,3 тыс. в месяц, выяснили «Известия», проанализировав данные рекрутингового центра. Если наемник сражался в течение всех 30 дней, ему доплатят еще $1,6 тыс. Из-за острого дефицита личного состава сейчас ведется набор в 12 бригад, четыре батальона, один полк и четыре интернациональных легиона. Помимо высоких сумм, которые зачастую не доходят до бойцов, им обещают возможность получить украинское гражданство в будущем. Почему Киев сосредотачивает мобилизационные усилия именно на иностранных бойцах — в материале «Известий».
Дефицит личного состава в ВСУПродолжающийся конфликт между Россией и Украиной вынуждает ВСУ компенсировать потери за счет иностранных наемников. Согласно последним данным, на стороне Киева воюют свыше 8 тыс. бойцов из 72 стран, около 40% из них — из Латинской Америки. Ежемесячно к ВСУ присоединяются примерно 600 наемников, что в четыре раза больше, чем в начале конфликта, сообщает украинская сторона.
— Украина, по некоторым данным, понесла потери порядка 2 млн военнослужащих, а мобилизационный ресурс сильно ограничен из-за того, что около 400 тыс. мужчин призывного возраста дезертировали, а примерно 350 тыс. считаются пропавшими без вести. Отсюда ставка именно на иностранных наемников, особенно из латиноамериканских стран, — отмечает военный эксперт Алексей Леонков.
О нехватке личного состава и усталости солдат свидетельствует и CNN. Один из командиров, с которым пообщался канал, сообщил, что в Константиновке подкрепление осталось без прибытия более восьми месяцев, а снабжение передовых позиций обеспечивается преимущественно с помощью дронов, подверженных уязвимости.
Ранее бойцы, с которыми общались «Известия», говорили, что узнавали о возможности заработать несколько тысяч долларов в месяц, служа на Украине, из соцсетей. Теперь же Киев применяет для рекрутинга специализированные сайты, имитирующие стиль мирного рынка труда.
«Известия» ознакомились со страницей, доступной на английском, испанском, французском и португальском языках. Наемников, которых Киев именует «волонтерами», набирают в 12 бригад, четыре батальона, один полк и четыре интернациональных легиона.
Максимальное количество вакансий предлагает 23-я отдельная механизированная бригада, участвовавшая в боях за Авдеевку, Часов Яр и Торецк, как следует из информации на сайте. В марте пленный офицер этой бригады Евгений Перегудов в интервью российским СМИ рассказывал, что при попытках контратак на южнодонецком направлении бригада потеряла половину личного состава. Он отметил, что бригаду несколько раз отводили на доукомплектование из-за потери боеспособности.
В настоящее время здесь требуются военные медики, пулеметчики, разведчики, гранатометчики, операторы противотанковых управляемых ракет и снайперы.
Для большинства вакансий необходимы знания одного из трех языков — английского, испанского или португальского, хорошая физическая форма, отсутствие противопоказаний к военной службе и зависимостей от алкоголя и наркотиков, а также готовность работать в зоне конфликта. Желательно военный опыт и знание русского или украинского языков.
Промо-кампания по привлечению наемников ВСУ сконцентрирована на странах Латинской Америки, поскольку оттуда прибывает большая часть бойцов. В соцсетях распространяется ролик Минобороны Украины, где девушка в мексиканском сомбреро на испанском с заметным славянским акцентом призывает иностранцев вступать в ряды украинских вооруженных сил. Многие пользователи посчитали это видео расистским. Известно, что Киев также вербует иностранцев через свои посольства. До конца года планируется открытие диппредставительств в Доминиканской Республике, Эквадоре, Панаме и Уругвае.
Условия службы иностранных наемников в ВСУЖелающим отдать жизнь за Украину предлагают оставить на сайте рекрутингового центра личные данные, включая сканы паспорта. Ответ от «работодателя» обещают в течение пяти–семи дней. Получив приглашение, иностранным бойцам придется самостоятельно оплатить дорогу на Украину. В промо-видео Киев объясняет оптимальные маршруты прибытия через разные страны.
ВСУ гарантируют наемникам месяц специализированной подготовки с профессиональными инструкторами, предоставляют питание, одежду, жилье, государственную медстраховку, выплату компенсации в случае ранения, 30-дневный отпуск и дополнительные выходные по семейным обстоятельствам. Несмотря на заявления киевских властей о скорейшем завершении конфликта, контракт заключается на три года, с двухмесячным испытательным сроком.
Оплата, согласно памятке для «волонтеров», осуществляется на карты украинских банков. Во время обучения выплачивают $490. При службе вне боевых действий обещают $715, а за участие в боях — $2,3 тыс.
Сумма в $2,3 тыс. выплачивается иностранному бойцу только в случае непрерывного выполнения боевых задач в течение полного месяца. Дополнительно возможно заработать $1,6 тыс. за участие в боях все 30 дней подряд.
Высокие выплаты мотивируют иностранных бойцов из стран с низкой зарплатой и ограниченным рынком труда вступать в ВСУ. Однако многие из-за удаленности не осознают масштабы конфликта и риски пребывания на линии фронта.
Ранее латиноамериканские наемники рассказывали «Известиям», что не ожидали высокого уровня подготовки российской армии и применения дронов в боях. Большинство из них уверяют, что так и не получили обещанную оплату от ВСУ.
По окончании конфликта ВСУ обещают «волонтерам» постоянный вид на жительство в Украине с возможностью позже оформить гражданство, «интегрировавшись в украинское и европейское общество». Однако маловероятно, что многие из наемников дотянут до конца контракта — Киев сам признает, что время выживания солдат на передовой обычно составляет всего несколько месяцев.
— Лишь единицы иностранных наемников попадают в плен. В большинстве случаев раненых украинские военнослужащие уничтожают сами. Имеется много свидетельств того, что тела наемников сжигают или расчленяют, чтобы исключить их идентификацию, — говорит Леонков.
Даже попав в плен, наемники не могут рассчитывать на обмен, так как по международному гуманитарному праву они не имеют статуса военнопленных. В России им грозит лишение свободы от семи до 15 лет, а при установлении фактов убийств — пожизненное заключение.
Кроме того, большинство правительств не поддерживают граждан, собирающихся в качестве наемников поехать в другие страны, поэтому дипломатическая помощь при проблемах с ВСУ предоставляется не всегда полноценно.
В марте у здания МИД в Боготе прошла акция родственников колумбийских наемников. Их семьи требовали помощь в установлении связи с пропавшими без вести бойцами. Жена одного колумбийского наемника призналась «Известиям», что власти игнорируют ее просьбы помочь найти мужа, оказавшегося в российском плену.