Нефть растёт на фоне угроз из США: тренд на ускорение продолжается


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Как геополитика влияет на рост цен на нефть и чего ждать дальше на рынке энергоносителей

Стоимость нефти повышалась в течение двух дней после высказываний президента США Дональда Трампа по поводу конфликта между Россией и Украиной. В статье «Известий» рассматривается связь между геополитическими событиями и ценами на энергоносители, почему произошел рост стоимости нефти и какие изменения котировок можно ожидать в среднесрочной перспективе.

На фоне угроз

Президент США Дональд Трамп сделал резкое заявление по урегулированию конфликта между Россией и Украиной. Он призвал прекратить противостояние и сократил срок для этого с 50 до 10 дней — до 7 августа. В случае отсутствия соглашения Трамп пригрозил введением пошлин «примерно в 100%» на страны, которые сотрудничают с Россией, в частности, с крупнейшими партнерами — Индией и Китаем.

Индийский министр нефти Хардип Сингх Пури недавно говорил о возможности и готовности диверсифицировать поставки, отказавшись от нефти из России. Тем не менее, посол Индии в Великобритании Викрам Дораисвами отметил, что страна сильно зависит от импорта энергоресурсов: Индия занимает третье место в мире по потреблению энергии, импортируя свыше 80% необходимых энергоносителей.

Китай в свою очередь заверил, что, несмотря на угрозу введения высоких пошлин, страна будет отстаивать свой энергетический суверенитет и продолжит закупать российскую нефть.

В Кремле на заявление из Белого дома отреагировали спокойно, подчеркнув, что приняли слова президента США «к сведению».

В отличие от Кремля, мировые фондовые площадки среагировали сразу: во вторник Brent торговалась на уровне $72,51 за баррель, что на 3,53% выше; утром среды динамика замедлилась и цена составила $72,68, а к четвергу повысилась до $72,76 за баррель, после чего наблюдалась небольшая коррекция.

Главный бенефициар

Рост цен на Brent произошел на фоне жестких заявлений США, которые говорят о готовности вводить торговые ограничения и дополнительные санкции в отношении российского сырья и его партнеров, включая Китай и Индию, объясняет руководитель отдела аналитических исследований «АВИ Кэпитал» Дмитрий Александров.

— Если это вызовет дефицит нефти или нефтепродуктов на рынках, США готовы увеличить собственные поставки. Однако потребуются временные задержки, потому на рынке наблюдается рост котировок из-за опасений о кратковременном локальном дефиците, — комментирует эксперт.

Трамп отметил, что не беспокоится о росте цен на нефть, поскольку в США достаточно запасов и при необходимости они способны увеличить добычу. По мнению аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, это высказывание следует воспринимать критически.

— Во-первых, по данным EIA, стратегические запасы в США действительно значительны. Однако объем SPR в 402,5 млн баррелей ниже показателей пяти лет назад, когда он превышал 600 млн. Во-вторых, увеличение добычи США возможно, но не сразу. В-третьих, могут возникнуть сложности с характеристиками добываемой нефти, — пояснил эксперт.

По словам Дудченко, в США преимущественно получают легкие сорта нефти — часть из них экспортируется, а взамен импортируются более тяжелые, подходящие для американских НПЗ. Помимо США, на повышении стоимости нефти выиграют страны ОПЕК+. Рост цен позволит безболезненно и окончательно отказаться от соглашения о добровольном сокращении добычи. Саудовская Аравия и ОАЭ, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), имеют значительный потенциал для увеличения производства.

По мнению Николая Дудченко, вероятность полного ухода российской нефти с рынка крайне мала. Российские сорта могут торговаться с большим дисконтом, часть сырья просто уйдет в «теневой» оборот. В итоге угрозы пока выглядят сомнительно, а влияние потенциальных новых санкций на рынок может быть неоднозначным, — рассуждает аналитик.

Ключевыми факторами, поддерживающими рынок и влияющими на цены сейчас, Дудченко называет предстоящее заседание ОПЕК+, запланированное на конец недели, а также торговые договоренности.

— США удалось продлить торговое перемирие с Китаем еще на три месяца, а с ЕС подписано соглашение о тарифах в размере 15%. Снижение неопределенности способствует росту нефтяных котировок, — добавил он.

Естественный ход вещей

Согласно комментарию руководителя направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольги Орловой, цены на нефть рано или поздно должны были начать расти после тенденции к снижению.

— Сейчас запасы нефти в мире находятся на минимуме за последние пять лет — об этом на ПМЭФ говорил Игорь Сечин, глава «Роснефти». Санкции против России как крупного экспортера неизбежно отражаются на рынке. Эти долгосрочные факторы будут способствовать повышению цен, — считает эксперт.

Орлова отмечает, что на данный момент рынок испытывает воздействие факторов, которые поддерживают низкие цены, но они имеют временный характер.

— Снятие ограничений для стран ОПЕК+, временное затишье в горячих точках Ближнего Востока и экологическая повестка — всё это накапливает противоречия. Множество ближневосточных государств работают в убыток, чтобы удержать долю рынка; геополитические конфликты здесь неминуемы. Ни один возобновляемый ресурс по эффективности не сравним с традиционным топливом, а призывы политиков отказаться от нефти — не более чем популизм, — полагает специалист.

Прогнозы

Начальник отдела исследования инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс» Спартак Соболев утверждает, что нефтяной рынок после волатильности, вызванной военным конфликтом на Ближнем Востоке, завершил период снижения с начала года и сформировал коррекционный диапазон между $61 и $80 за баррель Brent.

— В среднесрочной перспективе котировки, скорее всего, останутся в этом диапазоне, а геополитические события периодически поддержат рынок. Увеличение добычи странами ОПЕК+ продолжит уравновешивать нефтяной рынок, — говорит аналитик.

Депутат Николай Дудченко считает, что до окончания срока ультиматума Трампа или до новых заявлений президента США цена на нефть может оставаться на высоком уровне. По прогнозам ФГ «Финам», ценовой диапазон будет находиться в пределах $69–74 за баррель.

— В дальнейшем, в зависимости от ситуации, не исключена корректировка вниз, — добавил он.

Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева оценивает справедливую цену нефти примерно в $80 с потенциалом роста до $100 в среднесрочной перспективе из-за высокого спроса на энергоресурсы.

— Центры обработки данных сегодня потребляют электроэнергии в огромных объемах, сравнимых с майнинговой индустрией. Большие корпорации не всегда афишируют это, чтобы сохранить репутацию компаний, стремящихся к устойчивому развитию. Инвестиции в IT-инфраструктуру могут измеряться значительными долями от оборотов, — отмечает эксперт.

Лента

Все новости