Объем рынка нелегального золота в РФ оценили в 20% для защиты актива


Фото: РИА Новости/Александр Рюмин

Нелегальный рынок золота в России растёт — власти ужесточают контроль и вводят новые правила.

В материалах Минфина сообщается о росте нелегального рынка драгоценных металлов в России. По оценкам экспертов, объем теневого рынка золота уже достиг 20%, что составляет около 7 тонн в год. В связи с этим власти планируют усилить контроль над оборотом инвестиционных монет из драгметаллов — Минфин подготовил соответствующий проект постановления. В документе прописана обязанность банков и других участников рынка передавать в государственную информационную систему (ГИИС ДМДК) данные об остатках монет, их обороте, а также персональные сведения клиентов при любых операциях (покупка, продажа, передача в залог, хранение). Подробнее об этом — в материале «Известий».

Какие масштабы нелегального рынка драгметаллов

Минфин отмечает увеличение количества поддельных ювелирных изделий, рост использования имитаций драгоценных металлов и камней, а также активизацию контрафакта на рынке.

В 2024 году россияне приобрели 34,4 тонны золота. Точные данные о нелегальном обороте отсутствуют, но эксперты, опрошенные «Известиями», оценивают его примерно в 20% от официального объема, что составляет около 6,5–7 тонн в год. Вячеслав Мищенко, эксперт из Президентской академии, уточнил, что это включает нелегально добытое золото и сделки «мимо кассы», обеспечивающие анонимность.

Ильяс Зарипов, доцент РЭУ им. Плеханова, согласен с оценкой долей нелегального оборота ювелирных изделий и драгметаллов — около 50% и 20% соответственно. Похожее мнение высказал независимый эксперт Андрей Бархота.

В ответ на ситуацию власти намерены усилить регулирование оборота инвестиционных монет из золота, серебра, платины и палладия, используемых в качестве платежного средства. Минфин подготовил проект постановления, который проанализировали «Известия».

В соответствии с документом, банки будут обязаны собирать персональные данные клиентов и загружать их вместе с информацией о любых операциях по монетам в государственную информационную систему учета драгметаллов и изделий из них (ГИИС ДМДК). По словам Руслана Кулешова, главы юридической компании «Чистая среда», это касается не только купли-продажи, но и других сделок, связанных с оборотом активов.

Если монета будет передаваться в залог, внесена в качестве взноса или сдана на ответственное хранение, такие операции также должны быть отражены в ГИИС ДМДК, отметил Кулешов.

Дополнительно все сделки с монетами у банков, ломбардов и дилеров (как физических, так и юридических лиц, которые торгуют и обменивают монеты) должны проводиться через контрольно-кассовую технику (ККТ), интегрированную с модулем ГИИС ДМДК, отметил Александр Хаминский, руководитель организации «Центр правопорядка в Москве и Московской области». Руслан Кулешов добавил, что в настоящее время ККТ применяются не повсеместно. Также предусмотрено обязательное внесение данных об остатках монет, их движении и статусе в государственную систему. Минфин предлагает предоставить доступ к ГИИС ДМДК и Минюсту.

Зачем необходимо ужесточение контроля оборота монет

Ильяс Зарипов из РЭУ им. Плеханова отметил рост нелегального рынка золота в России. Он объяснил, что высокая заинтересованность бизнеса и населения в инвестициях в слитки, монеты и ювелирные изделия традиционно наблюдается, и всякий дефицит официальных товаров быстро заменяется подделками.

В пояснительных материалах к проекту Минфина указано, что увеличивающаяся доля контрафакта подрывает доверие покупателей к легальным производителям и негативно сказывается на экономике страны.

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Минфин сообщил, что финансовый мониторинг выявил использование монет из драгоценных металлов для создания транзитных схем с последующим обналичиванием. В связи с этим разработан проект постановления, направленный на повышение прозрачности рынка и борьбу с теневым оборотом.

В 2023 году ЦБ обнаружил операции по отмыванию денег с помощью инвестмонет из драгметаллов: средства перечислялись фиктивной фирме, которая приобретала монеты, а затем сдавал их в банк за наличные.

Вячеслав Мищенко из Президентской академии отметил, что именно такой масштаб проблемы заставляет регулятора принимать серьезные меры.

— Отмена НДС на золото для физических лиц в 2022 году повысила интерес к инвестициям в этот металл, но не снизила долю теневого рынка. В условиях нестабильности на финансовом рынке и усиления контроля драгметалл стал одним из популярных объектов вложений, — заключил Андрей Бархота.

Удастся ли ужесточение контроля обелить рынок золота

Для участников рынка — банков, дилеров и ломбардов — введение новых правил повлечет рост административной нагрузки, необходимость обновления систем отчетности и строгого соблюдения правил идентификации клиентов и кассовых операций, считает Александр Хаминский.

Руслан Кулешов отметил, что изменения увеличат возможности контроля, позволяя в удаленном режиме отслеживать весь путь актива и его владельца в конкретный момент. Однако есть и недостатки.

Исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгметаллам Владимир Збойков полагает, что чем строже контроль, тем больше административной нагрузки ложится на участников рынка. В результате деятельность в легальном поле становится гораздо сложнее, а иногда и невозможной.

— Некоторые участники просто не выдерживают нагрузки и уходят в тень. Хорошо, если только в «серую» зону, где они частично соблюдают требования и платят налоги. Хуже, если переходят в черный рынок, от которого государство ничего не получает, — пояснил Владимир Збойков.

По словам Вячеслава Мищенко, розничный рынок золота — это огромный, но непрозрачный сектор частных инвестиций, который государство стремится регулировать, как это уже сделано с банками и ценными бумагами. Главной проблемой он считает вопросы технической реализации. Ранее система ГИИС ДМДК вызывала претензии из-за сбоев. Эксперт опасается, что если система будет слишком сложной, это скорее навредит малому легальному бизнесу, вместо того чтобы ему помочь.

Тем не менее, сокращение нелегального рынка необходимо, так как он создает недобросовестную конкуренцию (теневой сектор не платит налоги) и используется в финансовых преступлениях, отметил Вячеслав Мищенко.

Эксперт также подчеркнул двойной вред для потребителей: риск приобрести подделку без защиты, а кроме того — юридические риски, поскольку владение или попытка продажи монеты без документов может повлечь ответственность, делая такой актив «токсичным».

Лента

Все новости