РФ фиксирует рост милитаризации Черного моря из-за НАТО и ЕС


Фото: Global Look Press/Christophe Gateau

НАТО усиливает разведку в Черном море – Россия предупреждает об опасности конфронтации

Североатлантический альянс активизировал разведывательные операции в акватории Черного моря, сообщил «Известиям» руководитель департамента по европейским вопросам МИД России Владислав Масленников. В настоящее время ведется масштабное обновление военных объектов НАТО на территории Болгарии и Румынии, где также проходят регулярные тренировочные мероприятия. Европейский союз также демонстрирует тревожную активность, утвердив недавно новую региональную стратегию. Как отметил дипломат, эта инициатива направлена на создание условий для открытого противостояния с Россией в черноморском бассейне. Специалисты предупреждают, что усиление военного присутствия в регионе ставит под угрозу безопасность судоходства и международные торговые маршруты, а также увеличивает вероятность прямого конфликта между РФ и западными странами.

Роль НАТО и ЕС в обострении обстановки в Черном море

Наращивание военного потенциала в Черноморском регионе создает серьезные угрозы стабильности. В российском внешнеполитическом ведомстве обращают внимание на резкий рост разведывательной активности альянса в этой зоне.

— Военная группировка НАТО в Причерноморье продолжает расширяться, при этом все действия оправдываются мифической «российской угрозой». Альянс открыто заявляет о своих претензиях на контроль над Черным морем, — пояснил «Известиям» Владислав Масленников. — Наблюдается значительное увеличение интенсивности разведывательных операций, включая планы по расширению спутникового наблюдения за акваторией.

По его словам, в регионе регулярно появляются самолеты радиолокационного обнаружения и радиоэлектронной разведки. Параллельно ведется модернизация военных объектов альянса в Болгарии и Румынии, где проходят учения, включая отработку оборонительных сценариев.

При этом с 2022 года корабли НАТО не заходят в Черное море из-за решения Турции ограничить проход военных судов через проливы. Сейчас в акватории находятся только корабли прибрежных государств. В 2024 году по инициативе Анкары была сформирована группа по разминированию с участием Болгарии и Румынии. Турция подчеркивает, что продолжает соблюдать Конвенцию Монтрё 1936 года и не планирует открывать проливы для военных кораблей стран НАТО.

— Мы убеждены, что вопросы, связанные с Черным морем, должны решаться исключительно прибрежными государствами, — заявил Владислав Масленников.

Угрозу стабильности создает не только НАТО, но и Евросоюз. В конце мая ЕС представил новую стратегию для Черноморского региона, предусматривающую усиление позиций Евросоюза как ключевого игрока, развитие сотрудничества с Украиной, Молдовой, Грузией, Турцией, Арменией и Азербайджаном, а также продвижение региональных транспортных проектов.

— В документе прямо указано, что его цель — навязать западные ценности и демократические стандарты в регионе. При этом причерноморские страны рассматриваются лишь как инструмент для реализации амбиций ЕС по вытеснению России, несмотря на нашу ключевую роль в регионе, — подчеркнул Владислав Масленников.

Как отметил дипломат, стратегия предполагает тесную координацию действий ЕС с Североатлантическим альянсом.

— Очевидно, что этот документ разработан сторонниками конфронтации в Брюсселе. Основное внимание уделено вопросам обороны и безопасности, что свидетельствует о намерении превратить Черное море в площадку для прямого противостояния с Россией за счет развития военной инфраструктуры, разведывательных операций и патрулирования, — заявил он.

Россия подчеркивает, что милитаризация Черного моря противоречит интересам не только прибрежных государств, но и соседних регионов — Кавказа, Центральной Азии и Балкан. Европейская стратегия игнорирует существование Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), объединяющей 13 стран, включая РФ.

— Документ явно направлен на поддержку Киева. Украина, Болгария и Румыния представлены как основные бенефициары, тогда как интересы других причерноморских стран учитываются по минимуму, — отметил Владислав Масленников. — В стратегии нет даже упоминания о ЧЭС, которая остается единственной площадкой для диалога в нынешних условиях.

Возможность военного конфликта

Вероятность прямого столкновения между Россией и НАТО в Черном море возросла после начала специальной военной операции. Ранее уже происходили инциденты, например, сбитие американского беспилотника MQ-9 Reaper российским истребителем в марте 2023 года. Хотя подобных случаев в последнее время не фиксировалось, угроза эскалации сохраняется.

— Черноморский флот эффективно противостоит наращиванию присутствия альянса. В ближайшие годы планируется усиление его состава за счет новых фрегатов, корветов, авиации и морских роботизированных систем, — сообщил помощник президента РФ Николай Патрушев.

Особую активность проявляет Великобритания. В апреле Патрушев отмечал создание Лондоном «противоминной коалиции» с участием Украины и стран НАТО, а также сопровождение торговых судов военными кораблями.

Рост милитаризации повышает риск военных инцидентов между Россией и НАТО, считает эксперт Тигран Мелоян. Однако, по его мнению, преднамеренное нападение маловероятно.

— Альянс предпочитает гибридные методы давления: угрозы судоходству, разведывательные полеты, радиоэлектронное подавление и возможные диверсии против подводной инфраструктуры, — пояснил он «Известиям».

Укрепление российского флота в Черном море служит сдерживающим фактором, позволяющим минимизировать угрозы со стороны Запада, отметил Мелоян.

Для снижения рисков военного конфликта необходим политический диалог, считает политолог Дмитрий Сидоров.

— Переговоры Россия—НАТО прекращены, и их возобновление маловероятно. Контакты с отдельными странами альянса важны, но недостаточны для выработки новых правил взаимодействия. Особое значение имеет взаимодействие с Турцией, в том числе по соблюдению Конвенции Монтрё, — заявил эксперт.

Угроза экономическим интересам РФ

Черное море остается важным транспортным коридором для России, обеспечивая ежедневный грузооборот на сумму около 24 млрд рублей. Через российские порты осуществляется значительная часть экспорта зерна, удобрений и других товаров, в том числе в страны, не поддержавшие санкции против РФ.

НАТО стремится увеличить экономическое давление на Россию через ограничения судоходства. Рост страховых тарифов и логистических издержек уже сказывается на торговле. Милитаризация региона может привести к дальнейшему удорожанию перевозок, снижению экспортных доходов и ухудшению экологической обстановки.

— Среди возможных препятствий — закрытие участков моря из-за учений НАТО или ограничение доступа в порты для судов, связанных с Россией, — отметил Тигран Мелоян.

Еще одним риском может стать закрытие проливов Босфор и Дарданеллы, хотя в настоящее время нет признаков, что Турция пойдет на такой шаг, нарушающий Конвенцию Монтрё.

Лента

Все новости