17 июля в Москве вспоминали выдающегося режиссера, сценариста и педагога Александра Митту, ушедшего из жизни в 92 года. В Центральном доме литераторов собрались его родные, друзья, коллеги и ученики, чтобы проститься с мастером, подарившим зрителям такие шедевры, как «Экипаж», «Шагал – Малевич», «Граница. Таежный роман» и многие другие. Подробности – в материале «Известий».
«Неиссякаемый генератор идей»Утром у Центрального дома литераторов собралось столько людей, что проход по тротуару стал почти невозможен. Здесь прощались с Александром Миттой – легендарным постановщиком, чьи фильмы стали классикой. Его карьера началась с картин о подростках: дебютная драма «Друг мой, Колька!...» (1961), затем киноповесть «Звонят, откройте дверь» с юной Еленой Прокловой и комедия «Точка, точка, запятая…» с Юрием Никулиным.
Позже Митта познакомил советского зрителя с жанром фильма-катастрофы. Его «Экипаж» (1979) побил все рекорды проката, собрав в кинотеатрах свыше 70 млн зрителей. А когда на экраны вышла восьмисерийная мелодрама «Граница. Таежный роман», миллионы телезрителей приковались к экранам.
Многие сцены в его картинах рождались прямо на площадке, благодаря неисчерпаемой фантазии режиссера. Коллеги единодушно отзываются о нем как о неугомонном, страстном и невероятно энергичном творце.
— Он импровизировал на ходу! — рассказала «Известиям» Елена Панова, сыгравшая Галину Жгут в «Границе. Таежный роман». — Мы снимали в военном городке, где я жила во время съемок. Иногда в выходные ко мне врывались с криком: «Лена, срочно на площадку! Александр Наумович придумал новый эпизод!» Так появилась, например, сцена с пустыми трехлитровыми банками, где я иду с Ренатой Литвиновой. Он никогда не останавливался! (Смеется). Удивительная энергия! Порой казалось, что он умеет быть в нескольких местах одновременно – мы просто не успевали за ним. Работа с Александром Наумовичем стала для меня счастьем. Благодарна ему за роль, которая определила мою карьеру, и за то, что он впустил меня в свой мир.
Для актера и режиссера Александра Карпиловского, снявшего «Ландыши» и «Елки 11», участие в «Таежном романе» стало кинодебютом. Он сыграл рядового Николая Васютина, доведенного дедовщиной до отчаяния. Изначально его роль была эпизодической, но разрослась благодаря импровизациям Митты.
— Я тогда учился у него на Высших курсах сценаристов и режиссеров и проходил стажировку на съемках. Моя роль была крошечной, но он постоянно придумывал новые сцены и вводил меня в действие. Так из фонового персонажа я превратился в полноценного героя, — поделился Карпиловский. — У него в голове постоянно бил фонтан идей. Он говорил, что режиссер во время работы немного сумасшедший. Александр Наумович жил фильмом, думал о нем круглые сутки, что-то записывал, обсуждал.
Кроме того, коллеги вспоминают, что Митта постоянно рисовал. Этот навык он использовал и в преподавании, воспитав целую плеяду современных кинематографистов.
— Для меня он навсегда останется любимым режиссером детства благодаря «Экипажу» и «Сказке странствий», а позже – блестящим педагогом и художником. Мне посчастливилось учиться у него, и я был поражен тем, как он объяснял драматургию через рисунок. Он иллюстрировал свои лекции, и сложные вещи сразу становились понятными. Это был уникальный дар, — рассказал гендиректор «Союзмультфильма» Борис Машковцев, пришедший проститься с учителем.
«Он умел чувствовать людей»На церемонию прощания пришли президент Российской академии художеств Василий Церетели, режиссер Валерия Гай Германика, актер Михаил Горевой, музыкант Гарик Сукачев, тренер Татьяна Тарасова, медиаменеджер Константин Эрнст, Никита Высоцкий – сын Владимира Высоцкого, снимавшегося у Митты в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), а также режиссер Николай Лебедев. В его «Экипаже» (2016) Митта сыграл свою последнюю актерскую роль.
— Когда он читал мой сценарий «Экипажа», то сразу начал делать зарисовки – ему все было любопытно! — вспоминает Лебедев. — В жизни он был таким же – увлеченным, живым, отзывчивым. Во время съемок он сначала ворчал: «Ну когда уже закончим?» Но потом, ночью, мне позвонил: «Ты знаешь, у тебя потрясающая команда! Можно я еще приду?» Я думал, он шутит, но на следующий день он действительно приехал, ходил по площадке, восхищался декорациями.
По словам Лебедева, Митта обладал редкой способностью понимать людей.
— Однажды в Доме литераторов я хотел познакомить его с Данилой Козловским. Дане было около 27, а Митта тогда задумывал фильм «Шагал – Малевич». Они сразу нашли общий язык. Потом он специально поехал в Питер, чтобы посмотреть Данилу в театре. Позвонил мне и сказал: «Ты не понимаешь – он гениален на сцене!» Митта умел разглядеть в людях то, что другие не замечали. Он был невероятно проницательным.
В зале прощания зрители увидели портрет режиссера, написанный его сыном, художником Евгением Миттой. На картине Александр Наумович изображен задумчивым, погруженным в работу – таким, каким его запомнили близкие.