В акватории Ирана на Каспии состоятся совместные учения по оказанию помощи на воде. К участию привлечены иранские военные корабли, авиация, а также российский спасательный буксир СБ-738 из состава Каспийской флотилии. Несмотря на напряженность в ближневосточном регионе и недавние атаки на Иран со стороны США и Израиля, Москва и Тегеран продолжают развивать оборонное взаимодействие в рамках стратегического альянса, подчеркивают аналитики.
Задачи российско-иранских маневровКак сообщили в российском оборонном ведомстве, экипаж спасательного судна СБ-738 Каспийской флотилии присоединится к международным тренировкам по поиску и спасению в Иране. С 14 по 18 июля к учениям также подключатся боевые корабли и вертолеты ВМС Исламской Республики.
В рамках учений военные моряки двух стран отработают алгоритмы помощи судну с условными повреждениями, спасения экипажа за бортом, буксировки аварийного корабля и мер по сохранению его плавучести. Как пояснили в Минобороны, эти маневры направлены на повышение оперативной готовности российских и иранских сил к чрезвычайным ситуациям на море.
Справка «Известий»Буксирно-спасательное судно «СБ-738» проекта 22870 было построено на астраханской верфи Центра судоремонта «Звездочка» для нужд аварийно-спасательной службы ВМФ России.
В августе 2016 года оно вошло в состав Каспийской флотилии. «СБ-738» оснащен для оказания экстренной помощи судам, эвакуации персонала, тушения пожаров на кораблях и прибрежных объектах. Судно способно поддерживать аварийные плавсредства на воде и проводить сложные подводные работы на глубинах до 60 метров.
Как отметил военный аналитик Юрий Лямин, подготовка к этим учениям велась давно, и Россия с Ираном решили не отказываться от запланированных мероприятий.
— Хотя ситуация вокруг Ирана остается сложной, а режим перемирия пока сохраняется, иранский флот не понес существенных потерь в последних конфликтах, что позволяет проводить запланированные учения, — пояснил эксперт в беседе с «Известиями».
По его словам, сценарий маневров, включающий совместные спасательные операции, является типичным для каспийского региона.
Союзники на КаспииКак рассказал «Известиям» военный обозреватель Василий Дандыкин, Иран выступает ключевым морским партнером России в этом регионе.
— Это естественные отношения двух стран-участниц БРИКС, связанных договором о стратегическом сотрудничестве. Хотя у России хорошие контакты с Туркменистаном и Казахстаном, именно с Ираном у нас наиболее тесное взаимодействие — регулярные визиты кораблей и совместные учения. Тем более что теперь база Каспийской флотилии расположена в Махачкале, что значительно ближе к иранским водам, чем прежнее место дислокации в Астрахани, — отметил он.
— Сейчас наши отношения с Азербайджаном переживают непростые времена, хотя раньше штаб Каспийской флотилии находился в Баку, где мне довелось служить, — добавил Дандыкин. — На этих учениях основное внимание уделят спасательным операциям, но при необходимости могут быть задействованы и другие силы. В составе флотилии есть современные корабли, включая носители крылатых ракет.
Бывший начальник вспомогательного флота Балтийского флота капитан 1-го ранга Андрей Качан пояснил, что главная цель международных учений — отработка слаженных действий при ЧП на воде.
— Это необходимо для выработки единых стандартов взаимодействия между моряками разных государств, — уточнил он. — В ходе маневров будут тренироваться спасение терпящих бедствие кораблей, судов, людей и авиатехники. Сначала участники отработают поисковые мероприятия различными методами, затем оценят масштабы аварии с помощью аварийно-спасательных групп. После анализа ситуации последуют конкретные меры — тушение возгораний, откачка воды или другие необходимые действия.
Эксперт подчеркнул, что новый спасательный буксир может обеспечивать аварийные суда электроэнергией, имеет на борту водолазную команду для осмотра повреждений и медицинский блок для оказания первой помощи. При необходимости судно способно отбуксировать поврежденный объект в безопасное место.
Российско-иранские учения на Каспии проводятся ежегодно. Например, в прошлом году в аналогичных маневрах участвовал российский буксир «СБ-45». Тогда, как и сейчас, основной задачей было повышение готовности к морским инцидентам. По словам представителя иранских ВМС Аббаса Хасани, за ходом тех учений наблюдали представители других прикаспийских государств, включая Азербайджан.
Ранее, в марте этого года, состоялись совместные учения «Морской пояс безопасности — 2025» с участием флотов России, Китая и Ирана в Оманском заливе. В ходе маневров отрабатывались операции по освобождению условно захваченного террористами судна, проводились учебные стрельбы по морским и воздушным целям. Российская сторона задействовала корветы «Резкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», а также танкер «Печенга» Тихоокеанского флота.