Игра в классиков: четыре балета Стравинского в Большом


Фото: пресс-служба Большого театра

Фестиваль Стравинского в Большом и Мариинском: четыре балета в один вечер.

Два ведущих театра страны — Большой и Мариинский — представили масштабный фестиваль в честь Игоря Стравинского. Открытие состоялось вечерами одноактных балетов: 10 и 11 июля на Исторической сцене зрители увидели сразу четыре произведения композитора — «Жар-птицу», «Петрушку», «Свадебку» и «Весну священную». Музыкальным руководителем постановки выступил Валерий Гергиев. «Известия» делятся впечатлениями от премьерного показа.

Ренессанс «Русских сезонов»

Начиная 249-й сезон в Большом театре осенью 2024 года, Валерий Гергиев обещал публике полсотни премьер, что вызвало удивление у прессы. Однако заявленный план художественный руководитель выполняет неукоснительно.

— За последние 15 месяцев мы представили уже порядка 30 постановок, которые ранее здесь не шли, — отметил Гергиев. — Это совместная работа Большого и Мариинского театров. Мы продолжаем возвращать долги перед русскими композиторами и не намерены затягивать с этим.

На сцене Большого за это время прозвучали произведения Прокофьева, Римского-Корсакова, Чайковского, Верди, а теперь и Стравинского. Причем фестиваль его творчества превзошел все ожидания — за один вечер зрители увидели четыре балета в исполнении звездного состава. Восстановлением «Жар-птицы» и «Петрушки» в оригинальной хореографии Михаила Фокина занимался народный артист России Андрис Лиепа, работавший с труппой ГАБТ. Мариинский театр представил «Весну священную» в постановке Миллисент Ходсон, вдохновленной хореографией Вацлава Нижинского, и «Свадебку» в версии Брониславы Нижинской.

Премьерные показы прошли 10 и 11 июля. Оформление сцены стилизовали под знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — синий бархатный занавес Les Saisons Russes, украшавший когда-то театр Шатле, стал центральным элементом декораций. Это не случайно: именно Дягилев заказал Стравинскому «Жар-птицу», а затем и другие его балеты — «Петрушку» и «Весну священную».

— Это беспрецедентное событие в истории русского балета — четыре спектакля за один вечер, — подчеркнул генеральный директор Большого театра и худрук Мариинского Валерий Гергиев. — Мы воссоздаем атмосферу, в которой творил Стравинский. Он всегда говорил, что мыслил по-русски, даже живя в Америке. И похоронен он рядом с Дягилевым под Венецией.

Куклы и их хозяева

Благодаря усилиям Валерия Гергиева четыре балета Стравинского обрели постоянную прописку на сценах ведущих театров. Те, кто успел их увидеть, теперь не могут представить репертуар без этих шедевров. Например, «Жар-птица» долгое время ставилась преимущественно на Западе, где пользовалась огромной популярностью. В Большом театре она впервые появилась в 1964 году (дирижер Марк Эрмлер, хореография Фокина, сценография Головина). В 1982 году спектакль возобновили, но он быстро исчез из репертуара и не возвращался до нынешнего фестиваля. Теперь же произведения Стравинского снова звучат на главных сценах страны.

— Я бесконечно рад, что Большой театр смог организовать такой грандиозный вечер Стравинского, — поделился балетмейстер Андрис Лиепа. — Две великие труппы объединились под руководством маэстро Гергиева, чтобы подарить зрителям незабываемый вечер.

Главные партии исполнили ведущие артисты Большого и Мариинки. В «Весне священной» овации сорвали Евгения Савкина, Елена Баженова и Сослан Кулаев. В «Свадебке» сложную хореографию блестяще воплотили Юлия Спиридонова, Екатерина Михайловцева, Василий Щербаков и Никита Вронских. В «Жар-птице» Ивана-царевича сыграл Артемий Беляков, а заглавную партию исполнила Алёна Ковалёва.

«Петрушка» же превратился в настоящую ярмарочную феерию с балаганным театром. Роль Фокусника, управляющего куклами, досталась Камилю Янгуразову. Балерину сыграла Анастасия Сташкевич, Арапа — Ратмир Джумалиев, а первый солист Большого Даниил Потапцев воплотил образ самого Петрушки.

— Это одна из самых необычных партий, — признался Потапцев. — Было непривычно изображать тряпичную куклу. Нужно было быть пластичным, но при этом сохранять хореографическую основу. У Петрушки нет костей, он постоянно падает, хочет что-то сделать, но не может.

Для современных постановщиков работа с наследием Стравинского — это честь и возможность прикоснуться не только к музыке гения, но и к его эпохе. Декорации и костюмы для «Жар-птицы» и «Петрушки» в дягилевских «Русских сезонах» создавали Бенуа и Бакст. «Весну священную» оформил Николай Рерих, а «Свадебку» — Наталья Гончарова. Каждое имя — легенда.

— Эта реконструкция — дань уважения великим мастерам, — отметил художник по костюмам Анатолий Нежный. — Для нас большая честь работать с этим материалом.

Создать сказочный образ Жар-птицы было непростой задачей для Алены Ковалёвой. Музыка Стравинского сложна, но благодаря репетициям и многократным прослушиваниям балерина добилась легкости в исполнении.

— Это была интенсивная работа с Андрисом Лиепой, который переносил спектакль на сцену, — рассказала прима Алена Ковалёва. — Мы искали новые оттенки, вдохновляясь нашими великими предшественницами. Для меня ориентиром была Нина Ананиашвили, создавшая эпический образ Жар-птицы.

В этот вечер на сцене ожил синтез хореографии, музыки и живописи. Несмотря на поздний час, зрители не спешили уходить и досмотрели все четыре балета до конца. 13 и 14 июля поклонники балета смогут увидеть еще две постановки — «Петрушку» и «Жар-птицу» в исполнении труппы Большого театра.

Лента

Все новости