Бес контроля: глава Росаккредитации ушел после расследования


Фото: РИА Новости/Дмитрий Астахов

Отставка главы Росаккредитации: что скрывают за словами о переходе на другую работу?

Назарий Скрыпник, руководивший Росаккредитацией, освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, сообщили в правительстве. Отставка произошла в связи с переходом на другую работу, заверили в самом ведомстве. Однако, по данным наших источников, Скрыпник мог покинуть пост после расследования «Известий» о бесконтрольной выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Аккредитованные компании оформляли их даже без осмотра машин. На проблему неоднократно обращали внимание участники рынка, однако массовых проверок недобросовестных испытательных лабораторий не последовало, они продолжают работу. Решит ли эту проблему смена руководителя Росаккредитации — в материале «Известий».

Причины отставки главы Росаккредитации

Глава Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) Назарий Скрыпник освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, сообщила 8 июля пресс-служба правительства. На эту должность назначен Дмитрий Вольвач, ранее занимавший пост заместителя руководителя службы.

Назарий Скрыпник покинул пост в связи с переходом на другую работу, сообщили в пресс-службе Росаккредитации.

Но, по данным наших источников, увольнение чиновника могло быть связано с расследованием «Известий» о бесконтрольной выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Аккредитованные испытательные лаборатории оформляли их без осмотра машин.

Справка «Известий»

Согласно действующим правилам, при выпуске в обращение на территории России любого транспортного средства необходимо подтверждить его соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

Оно подтверждается одним из трех документов: одобрением типа транспортного средства (ОТТС), заключением о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) или свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Первые два касаются юрлиц, а СБКТС, который ввели в 2010 году, оформляется частниками.

Процедура получения этого документа предусматривает проведение проверок и испытаний машины в специализированной лаборатории по нескольким десяткам пунктов: от тестов на беговых барабанах с оценкой мощности мотора, соответствия выхлопа экологическим нормам и эффективности тормозной системы до проверки работоспособности световых приборов, наличия систем активной и пассивной безопасности.

Фактически транспортное средство проходит в лаборатории углубленный техосмотр, по результатам которого эксперты испытательной лаборатории выдают СБКТС. На основании этого документа оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), без которого невозможна постановка машины на учет в Госавтоинспекции. Как показывает практика, все эти необходимые проверки занимают не менее часа.

В ходе своего расследования, проведенного в мае 2025 года, «Известия» выяснили: испытательные лаборатории, подтверждающие соответствие ввезенных частными лицами автомобилей требованиям безопасности, проводят их сертификацию без обязательного осмотра и проверки машин.

Закон требует обязательного присутствия автомобиля в лаборатории при прохождении процедуры его сертификации. Но корреспонденты «Известий» совместно с Национальным автомобильным союзом (НАС) получили свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств на машины, не предъявляя их в сертификационные лаборатории. При этом некоторых автомобилей из числа получивших СБКТС, даже физически не было в России.

Один из автомобилей, ввезенный в РФ частным лицом, был припаркован на платной стоянке около редакции «Известий». Это не помешало одному из испытательных центров Подмосковья прислать на электронную почту заявителя готовое свидетельство о безопасности его конструкции.

В другом случае для получения СБКТС мы предоставили VIN-номер машины — и для получения свидетельства потребовалось только перевести оплату в 30 тыс. рублей на банковскую карту. При этом автомобиль Tesla Model 3 находился в США и имел серьезные повреждения. Например, отсутствовали фары, колеса и передняя подвеска.

В Росаккредитации «Известиям» тогда сообщили, что протоколы испытаний автомобилей поступают в систему в течение трех дней после тестов. К протоколу должны быть приложены фотографии машины в помещениях лаборатории. На них должно быть само транспортное средство, его VIN-номер, испытания тормозной системы, исследование уровней шума и содержания CO2/дыма. В предоставленных изданием протоколах испытаний фотографии прилагались, хотя фактически испытания не проводились.

Если выявится подмена фотографий, материалы будут направлены в правоохранительные органы, а в отношении лаборатории будет инициирована проверка, заверили тогда в пресс-службе Росаккредитации. Редакция и НАС предоставили все «проблемные» СБКТС ведомству по его просьбе.

Роль публикации «Известий» в отставке Скрыпника

Материал «Известий» сыграл решающую роль в смене главы Росаккредитации, полагает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Тот факт, что на парковке «Известий» находился автомобиль, на который в этот момент лаборатория выпускала подотчетные Росаккредитации документы, это совершенно вопиющее нарушение, — отметил он.

После выхода публикации недобросовестные лаборатории продолжили свою работу, масштабных проверок не последовало, добавил эксперт.

— Росаккредитация может видеть лаборатории, которые выпускают больше всех документов. Вместо того, чтобы превентивно проверить их, они ждали у моря погоды, — подчеркнул эксперт.

Антон Шапарин полагает, что на ситуацию с работой лабораторий должны отреагировать и правоохранительные органы. Новому руководителю Росаккредитации, по его словам, досталось «непростое наследство», так как эта сфера не испытывала достаточного внимания со стороны министерства экономического развития (Росаккредитация находится в его ведении. — Ред.), и никаких кардинальных решений долгое время не принималось.

— Большинство испытательных лабораторий, чья деятельность должна быть остановлена, продолжают работать до сих пор, — заверил он.

Информация про различные махинации в этой отрасли не нова, добавил председатель Союза пользователей цифровых платформ Валерий Корнеев.

— Основная проблема Скрыпника в том, что он как руководитель не реагировал на сигналы, которые поступали из добросовестных аккредитационных центров, о том, что у некоторых игроков рынка происходят явные фальсификации. В частности, автомобили получали сертификаты безопасности тогда, когда они были даже за границей или находились после ДПП на ремонте в другой части страны, — пояснил он. — Именно за попустительство и пострадал руководитель Росаккредитации, который должен был организовывать и контролировать эту работу.

В том, что на ситуацию могут закрывать глаза на том или ином уровне, не исключены и коррупционные мотивы, считает эксперт.

— Любая цифровая схема упирается в определенного человека, который подписывает те или иные документы. Если этот человек, невзирая на предоставленную ему информацию из цифровой системы, все равно подписывает эти документы, это означает, что это человек заинтересован, — полагает Валерий Корнеев.

Союз пользователей цифровых платформ тоже направлял свои замечания по этой теме, рассказал он.

— Все дело в том, что цифровой контроль был, информация была, но те люди, которые должны были этот цифровой контроль верифицировать, проверять и добиваться того, чтобы все происходило, как написано в регулирующих документах, этого не делали, — указал эксперт. — Посмотрим за развитием событий — дальнейшими действиями Росаккредитации по восстановлению управляемости на вверенном ей участке работы.

Впрочем, как сообщил источник «Известий» в СК, пока у правоохранительных органов нет сформулированных претензий к лабораториям, которые фигурировали в расследовании издания.

Почему важно свидетельство о безопасности

СБКТС играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и технической надежности ввоза и переоборудования автомобилей в России, пояснил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. Этот документ — не формальность, а инструмент защиты интересов конечного потребителя и важный элемент техрегулирования. СБКТС особенно актуально на фоне роста интереса к ввозу автомобилей из дружественных стран, включая Китай, добавил он.

— Китайские производители качественно адаптировали продукцию к требованиям российского законодательства. Большинство моделей уже сертифицированы по ОТТС, а значит, процедура оформления СБКТС становится более быстрой и упрощенной, без необходимости физического осмотра каждой единицы, — подчеркнул он.

В отношении подержанных автомобилей, особенно из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, ситуация иная. Такие машины требуют обязательного осмотра в испытательной лаборатории.

— Это абсолютно оправдано: речь идет о машинах с пробегом, конструкция которых могла быть изменена, и безопасность которых необходимо подтвердить в условиях, максимально приближенных к реальности, — полагает эксперт.

Оформление свидетельство о безопасности без физического осмотра допускается для новых автомобилей, прошедших процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС), подтвердила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Контроль за деятельностью лабораторий, проводящих экспертизу для оформления СБКТС, особенно важен для защиты потребителей и честной конкуренции на авторынке, подчеркнула она.

Лента

Все новости