Экономика Японии показала резкое снижение в III квартале этого года. ВВП страны сократился под давлением американских пошлин, нанесших серьезный урон третьей по величине экономике мира, ориентированной в основном на экспорт. Похожая, пусть и менее острая, ситуация наблюдается сейчас и в ряде других государств G7. Как меры протекционизма Дональда Трампа отразились на экономическом состоянии коллективного Запада — в материале "Известий".
Япония под водойПо последним оценкам, ВВП Японии в июле–сентябре сократился на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом. В годовом выражении это примерно 1,8%. Хотя падение оказалось менее глубоким, чем предсказывали аналитики, это стало первым сокращением за полтора года и подчеркнуло остроту ситуации. Особенно важно, что спад пришелся на период, когда страна ожидает объявления новых государственных расходов, а Банк Японии рассматривает возможность повышения процентных ставок.
Сокращение в значительной мере объясняется падением чистого экспорта товаров и услуг на фоне неопределенности, связанной с пошлинами, введенными Трампом. Кстати, в предыдущем квартале, сразу после объявления Трампом о пошлинах в "день освобождения", экспорт заметно вырос, поскольку компании заблаговременно увеличивали поставки в США.
В итоге Токио и Вашингтон согласовали пошлину в размере 15% на японский экспорт (вместо угрожавших 25%) и обязательства Японии по инвестициям в США на сумму $550 млрд. По списку сделаны отдельные исключения, и 15% выглядят относительно приемлемо, но все равно это заметно хуже, чем до введения тарифов.
Теперь учет этой реальности станет частью финансовой политики Японии. Впервые за длительный период в стране ускоряется инфляция, что ставит вопрос о повышении ставок. Однако в условиях экономического спада ужесточение денежно-кредитной политики может быть отложено, что нанесет дополнительные неудобства потребителям. Если же власти сделают ставку на поддержку экспортеров и слабую иену для нейтрализации эффекта пошлин, это может вызвать новую волну недовольства в Вашингтоне. В 1980-х слабая иена уже стала причиной резкой реакции по другую сторону Тихого океана и привела к подписанию соглашений "Плаза", которые фактически заставили Токио укрепить национальную валюту. Чем больше меняется, тем больше остается прежним.
Германский мультикризисЯпония не осталась в одиночестве в своих проблемах роста на фоне новых американских тарифов. Возьмем, к примеру, Германию, где ВВП в III квартале остался на нулевом уровне. Это следует после снижения на 0,3% в предыдущие три месяца. ФРГ едва не оказалась в новой рецессии, а такой слабый результат за последние полгода вряд ли дает основания для оптимизма.
Ожидалось, что эффект от пошлин ударит по Германии раньше, и что в III квартале произойдет небольшой «отскок». Однако этого не случилось. Отраслевые данные по-прежнему демонстрируют тяжелое положение в промышленности: производства сокращаются одно за другим, а некоторые предприятия закрываются. Уровень безработицы, что не очень характерно для Германии (это еще один признак, который сближает ее с Россией помимо низкого госдолга), сейчас находится на десятилетнем максимуме.
При этом большинство трудностей Германии имеют затяжной характер: падение производительности, начавшееся еще в 2019 году, утрата российских энергоресурсов и рынков, а также усиливающаяся конкуренция с Китаем, где немецкие компании нередко работают в тех же нишах. Но пошлины в 15%, введенные для всего ЕС, безусловно, усугубляют эти проблемы.
Ситуация в Великобритании немного лучше: там ВВП вырос на 0,1% в III квартале. Для государства в рамках «особых отношений» с США тарифы установлены на минимальном уровне в 10%, но это королевству не сильно помогло. Промышленный сектор сократился в указанный период на 0,5%. Положительный итог в целом получился главным образом потому, что доля промышленности в экономике Великобритании одна из самых низких среди развитых стран.
Положительная динамика ВВП в Соединенном Королевстве поддерживается в основном постоянным ростом населения, вызванным массовой иммиграцией. ВВП на душу населения в последние годы либо стагнирует, либо снижается. В некотором отношении это даже хуже, чем в Германии.
Наконец, в минувшем квартале Италия также показала нулевой рост. Для страны, ставящей ставку на промышленность и экспорт, пошлины оказались особенно болезненными. Американский рынок для Италии крайне важен ввиду тесных связей между государствами и значительной итало-американской диаспоры в США. Сейчас экономические связи ослабли, и итальянцам предстоит работать над компенсированием утраченных доходов за счет других рынков. Кроме того, следует помнить, что доступ к российскому рынку для Италии ограничен из-за санкций.
Китай и Индия в порядкеОдним из редких исключений стала Франция, где ВВП в последнем квартале вырос на 0,5%. Во многом это было обеспечено ростом экспорта на 2,2%. Насколько устойчивым окажется этот подъем, станет ясно лишь через квартал-другой. Пока положительные экономические новости частично смягчают эффект французского политического кризиса последних месяцев.
В целом можно констатировать, что основной урон от пошлин, введенных Дональдом Трампом, получили ближайшие союзники США в G7. Несмотря на крайне воинственную риторику в адрес Китая и грозные предупреждения для Индии (в обоих случаях тарифы были установлены на значительно более высоком уровне по сравнению с Японией или ЕС), влияние на экономики этих стран пока не столь заметно. ВВП КНР вырос на 4,8% в годовом выражении, при этом экспорт сохраняет лидирующие позиции. Говорить о полном «расцеплении» китайской и американской экономик пока преждевременно — скорее китайские товары нашли обходные пути.
Что касается Индии, то она продолжает демонстрировать высокие темпы — в минувшем квартале ВВП вырос на 7%. Эти показатели близки к тем, которые показывала Китай 20 лет назад. Судя по всему, тарифы пока слабо сказываются на развитии страны. В то же время экспортеры могут снижать цены, чтобы сохранить позиции на американском рынке.
В ближайшие недели Верховный суд США может вынести решение по судьбе "пошлин Трампа". Если судьи в какой-то мере учтут политические последствия, то ущерб, нанесенный традиционным партнерам Америки, а также сравнительно скромный эффект для остальных стран, включая конкурентов, может склонить чашу в сторону отмены тарифов. Это, впрочем, не означает, что пошлины не вернутся позже в той или иной форме.