Цена безнаказанности: урок истории Ольги Миримской для общества


Фото: ТАСС/Сергей Шлеюк

Как богатая бизнесвумен попала под суд и просит досрочное освобождение из тюрьмы

Член списка крупнейших богачей России, совладелица компании «Русский продукт» и бывшая глава совета директоров банка «БКФ» Ольга Миримская, приговоренная к 19 годам заключения и штрафу в 400 миллионов рублей, обратилась в суд с просьбой о досрочном освобождении и рассрочке уплаты штрафа. «Известия» проанализировали, удастся ли ей добиться этих целей.

Женщина с характером

Родившаяся в подмосковном городе Жуковском Ольга Миримская казалась, что изначально настроена на успех, почти как в Соединенных Штатах, которые едва не стали ее второй родиной. В период начала перестройки она окончила факультет экономической кибернетики МИНХ имени Г.В. Плеханова и продолжила образование в аспирантуре Института США и Канады Академии наук СССР. Позже Миримская проходила стажировку в Варшаве, преподавала экономику в Мэрилендском университете, работала в Центре стратегических инициатив США, а также консультировала Верховный совет СССР по вопросам конверсии — все это случилось, когда ей было чуть более 20 лет. Получив в 1992 году диплом о высшем образовании в сфере международной политики в Джорджтаунском университете США, она возвратилась в постсоветскую Россию и сразу приступила к активному бизнесу, параллельно оформив гражданство Израиля.

— Миримская стремительно достигла успеха в бизнес-среде. К началу нового тысячелетия она стала совладелицей «Русского продукта», который тогда принадлежал МЕНАТЕПу Ходорковского, лично приглашавшего ее возглавить эту компанию, и возглавляла совет директоров банка «БКФ». Также ее имя входило в число самых состоятельных людей страны. О причинах столь быстрого карьерного роста выпускницы американского вуза можно лишь предполагать, — сообщил анонимный источник «Известий» из бизнес-сообщества.

В числе ее деловых контактов был и известный глава ЮКОСа Михаил Ходорковский (признан в России иностранным агентом и внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), напомнил собеседник «Известий».

Миримская помогла Ходорковскому и его партнеру Леониду Невзлину (также признан иностранным агентом) объединить акции ЮКОСа, продав свой пакет и акции бывшего супруга за 135 миллионов долларов. Это позволило акционерам подать иск к России на сумму в 55 миллиардов долларов. В середине октября Верховный суд Гааги окончательно удовлетворил этот иск. Сумма компенсации, достигнутая благодаря помощи Миримской, составила 50 миллиардов долларов, а с учетом пеней превысила 65 миллиардов.

Одновременно происходившие в стране перемены, казалось, не затрагивали Миримскую. Она словно вернулась в «лихие 90-е», пытаясь массово подкупать следователей и судей в делах, где была заинтересована лично. Иногда ей удавалось это.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в сентябре 2014 года через посредников Миримская предпринимала попытку передать 700 тыс. долларов взятки должностным лицам арбитражного суда с целью отмены решения, не соответствовавшего ее интересам. Позже она еще дважды пробовала подкупить судей, но аферы сорвались из-за обмана посредников.

Зато следователю Следственного комитета Юрию Носову Миримская на протяжении года передавала взятки «натурой» — в виде денежных средств, двух автомобилей и другого имущества, а также незаконного оказания имущественных услуг, общая стоимость которых превысила 3,7 миллиона рублей.

Кстати, источник «Известий» из правоохранительных органов напомнил, что в 2017 году в отношении Миримской было возбуждено уголовное дело за нарушение тайны телефонных переговоров адвокатов ее бывшего гражданского супруга Смирнова. Между ними шли судебные споры из-за разлуки с дочерью.

Деньги не решают всех вопросов

Однако, как известно, любое дело имеет предел. В 2021 году Ольга Миримская была задержана российскими силовыми структурами. Ее признали виновной в нескольких эпизодах по статьям УК РФ, связанным с дачей взяток в особо крупном размере и покушением на дачу взятки через посредника. В прошлом году ей назначили наказание в виде 19 лет тюрьмы и крупный штраф в 400 миллионов рублей. Суд обвинял ее в подкупе судей и следователя СК, что подрывает основы правосудия. Несмотря на весомость обвинений и приговор, Миримская не проявила признаков раскаяния.

Правосудие для всех неизменно

Сейчас, на фоне смены руководства в силовых ведомствах, Миримская вновь увидела возможность изменить ситуацию. Заседание суда, где она подаст ходатайство о рассрочке штрафа, назначено на 5 ноября. Кроме того, эксперты «Известий» отметили, что Генпрокуратура подала кассационную жалобу с предложением снизить срок заключения Миримской с 19 до 8 лет 9 месяцев. По мнению источников «Известий», некоторые круги пытаются воспользоваться периодом «межвластия» после ухода бывшего генпрокурора Игоря Краснова. Таким образом, уже после Нового года «олигархиня в юбке» может выйти на свободу.

При этом не смущает «защитников» Миримской факт, что она финансировала запрещенную в России организацию «Правый сектор». Украинские неонацисты даже наградили ее «почетной грамотой», которую до сих пор демонстрируют в соцсетях экстремисты.

— Строгий приговор Миримской — это не месть и не расправа, а восстановление принципа равенства закона для всех. Поэтому нынешние попытки самой осужденной и ее покровителей среди прокуроров добиться смягчений выглядят как насмешка над этим принципом, — считает источник «Известий».

Юрист считает, что каждый, кто дает взятку, разрушает доверие общества к государству, а каждый подкупленный приговор убивает веру в справедливость. Если такие люди окажутся на свободе под новогодние праздники, это станет настоящим оскорблением для законопослушных граждан.

Перед нынешней Генеральной прокуратурой стоит выбор: подтвердить, что закон в России один для всех, или показать, что правосудие еще можно купить. Решение по делу Миримской станет проверкой не только для прокуроров, но и для всей судебной системы.

Судьба Ольги Миримской является ярким примером того, что в России больше нет представителей деловой элиты, которые игнорируют закон и злоупотребляют правом ради нарушения закона.