За первые девять месяцев 2025 года государственные заказчики приобрели товары и услуги у самозанятых на сумму, близкую к 22 млрд рублей, сообщается в пресс-службе Корпорации МСП. Этот показатель превысил аналогичный прошлогодний результат в 2,7 раза. Кроме того, количество заключенных контрактов увеличилось на 30%, превысив 14,2 тысячи. «Известия» попытались разобраться, почему именно в 2025 году закупки у самозанятых резко выросли и какие прогнозы на следующий год.
Постоянное увеличениеРост объема закупок у самозанятых связан прежде всего с расширением данного сегмента, сообщили газете «Известия» в Министерстве экономического развития. В России сейчас числится около 14,3 млн самозанятых граждан. С 2019 года для них действует специальный налоговый режим, а с 2020 года они могут пользоваться преференциями для субъектов МСП при участии в госзаказах по закону 223-ФЗ. Поскольку до 2028 года в условиях работы самозанятых планируемых изменений нет, вероятно, положительная динамика в закупках сохранится.
«Также с момента создания института самозанятых наблюдается качественное развитие этого сегмента, что отражается в закупочных портфелях государственных компаний. Сегодня самозанятые все чаще выступают поставщиками в сферах ИТ-услуг и научно-технической деятельности», — пояснили в ведомстве.
Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП, отметил в интервью «Известиям», что государственные закупки стали значимым каналом сбыта для малого и среднего бизнеса, а также для самозанятых. Решение правительства включить самозанятых в квотную систему закупок по закону 223-ФЗ стало стартовой точкой формирования устойчивого и развивающегося рынка.
— Это существенно повлияло на тренды роста этого сегмента, — уточнил он. — При этом самозанятые конкурируют на равных с субъектами МСП в закупочных процедурах, занимая свою нишу в поставке товаров и предоставлении услуг.
По мнению Исаевича, прогнозы на объем участия самозанятых в закупках 2026 года можно будет озвучить после подведения итогов 2025-го, поскольку ноябрь и декабрь традиционно являются наиболее активными месяцами по подписанию контрактов.
Направления развитияБольшинство государственных контрактов по-прежнему достаются крупным поставщикам, особенно в строительстве, отметил Валерий Алексеев, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» и руководитель Бюро расследований «Народного фронта», в беседе с «Известиями». Однако если раньше самозанятые выступали преимущественно субподрядчиками, то теперь они все чаще напрямую выходят на рынок.
— Этот переход способствует не только снижению стоимости контрактов, но и укрепляет личную заинтересованность исполнителей в качестве работы, поскольку от их репутации зависит возможность участия в будущих закупках и избегание статуса недобросовестного подрядчика, — отметил эксперт.
Даниил Гоненко, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Президентской академии, подтвердил в разговоре с «Известиями», что рост закупок у самозанятых стал результатом снижения порога входа на рынок и развития цифровых платформ, которые упростили и сделали доступнее участие в госзакупках. В настоящее время государственные заказчики все больше нуждаются в оперативных и специализированных услугах, где самозанятые предлагают гибкость и скорость. Дальнейшее развитие направления возможно при условии стабильного и долгосрочного спроса.
— Речь идет не только о маленьких лотах, но и о долгосрочных рамочных договорах с четкими показателями по производительности и локализации. Предсказуемый спрос — это якорь, который влияет на инвестиции и формирует производственные программы, — подчеркнул он.
По словам Гоненко, финансовая экосистема играет важную роль в развитии предпринимательства. Кредит служит топливом для бизнеса, но лишь когда он реально доступен. При высоких ставках и дефиците оборотных средств многие компании обращаются к микрофинансовым организациям.
Для снижения рисков и поддержки устойчивости нужны механизмы быстрой оплаты госзаказов, удобные варианты факторинга «одним кликом», а также эффективные инструменты гарантий и лизинга — они помогают преодолевать кассовые разрывы и своевременно обновлять технику. Для компаний, стремящихся к росту, особенно важны долгосрочные решения, такие как проектное кредитование и предэкспортное финансирование. С доступными финансовыми ресурсами и прозрачными правилами предприниматели смогут перейти от малого к среднему бизнесу.
— Не менее важны компетенции. Стандарты развития должны включать поддержку внедрения технологий, обучение управлению качеством, подготовку к участию в крупных закупках и выходу на экспорт. Программой «поставщик для крупного заказчика» можно было бы поддержать аудит, чек-листы корректировок, быстрые пилотные проекты на реальных объектах, — уверен эксперт.
Прозрачность осталась ключевым фактором, отметил он. Современная экономика базируется на данных: единая отчетность и скоринг, автоматический контроль сроков оплаты и открытые показатели создают доверие на рынке и уменьшают издержки.
Хотя существуют риски, связанные с концентрацией заказов и псевдосамозанятостью, с ними можно эффективно бороться — проверять аффилированность исполнителей, ограничивать долю одного подрядчика для конкретного заказчика, создавать открытые портфолио участников.
— Главная задача — не противопоставлять крупный бизнес малому и самозанятым, а выстраивать взаимодополняемую экосистему: крупные компании реализуют капиталоемкие и инфраструктурные проекты, а малый бизнес и самозанятые решают специализированные, инновационные и гибкие задачи, — добавил эксперт.