На прошлой неделе в Волгограде футболисты сборной России одержали победу в товарищеском матче над Ираном со счетом 2:1. Во вторник они сыграют в Москве против Боливии. Главный тренер сборной Валерий Карпин на игру с командой из Персидского залива выставил защитную линию, состоящую из футболистов, с которыми он ранее работал в «Ростове»: Александра Сильянова (перешедшего в 2023 году в московский «Локомотив»), Максима Осипенко (в июне 2025 года ставшего игроком московского «Динамо», где Карпин сейчас работает главным тренером), Виктора Мелехина и Ильи Вахании (оба продолжают выступать за «Ростов»).
В интервью «Известиям» Вахания поделился впечатлениями от совместной игры в таком сочетании, оценил уровень соперников национальной команды в осенних матчах, а также рассказал о своем визите в музей, посвященный Сталинградской битве.
«В сентябре с Иорданией и в июне с Нигерией было труднее»— Валерий Карпин на матч с Ираном включил в стартовый состав защитную линию, в которой все игроки ранее играли у него в «Ростове».
— Да, однако вчетвером мы никогда не выступали вместе за один клуб. Александр Сильянов был в «Ростове» до моего прихода туда. Но в юношеской сборной я играл с Силей. К тому же впереди нас играл и Даня Глебов, который также играл за «Ростов» во время работы Карпина. Так что, по сути, в сборной против Ирана сыграли представители двух клубов — «Ростова» и «Локомотива» (улыбается).
— Это влияло на взаимодействие с Сильяновым и Осипенко, который летом покинул «Ростов» и перешел в «Динамо»?
— Да, хотя с Максом я не играл несколько месяцев, а с Силей — несколько лет, ощущается, что мы по-прежнему помним, как взаимодействовать друг с другом. Что касается Мелехина, то мы оба продолжаем играть в «Ростове», и это безусловное преимущество.
— Является ли Иран самым сложным соперником за ваше выступление в сборной?
— Нет, на мой взгляд, матчи с Иорданией в сентябре (0:0) и с Нигерией в июне (1:1) были более сложными.
— В чем причина победы над Ираном?
— Мы старались постоянно контролировать мяч и играть в активный футбол. Когда же он находился у соперника, мы мешали его действиям. Благодаря этому создали много моментов и не дали иранцам их оформить.
— Иран занимает 21-е место в рейтинге ФИФА. Ощущалось, что команда достойна топ-20?
— Трудно сказать, поскольку у меня не было опыта игры против сборных из топ-20. Но ощущается, что это действительно сильная команда.
— РФС заслужил похвалу за то, что еще летом нашел сборной достойных соперников, а не слабых, как, например, Гренада, с которой вы играли в марте. Насколько отличаются по уровню матчи с Ираном?
— Конечно, разница в уровне огромная. И с такими командами, как Иран, Катар и Иордания, намного сложнее играть.
— Если сравнивать с клубами РПЛ, на каком уровне находится сборная Ирана?
— Думаю, исполнители из верхней части РПЛ находятся на более высоком уровне. Первая часть таблицы точно сильнее. Но по сравнению с некоторыми середняками Иран и Иордания немного мощнее.
— Вы еще не играли за сборную при зрителях более 40 тысяч, как это было в Волгограде на матче с Ираном. Какие ощущения от такого опыта?
— Конечно, это особые эмоции. Когда мы вышли на разминку перед игрой, весь стадион прогремел. Очень впечатляющее ощущение, которое сохранялось на протяжении всей встречи.
— На день до матча с Ираном сборная посетила в Волгограде музей, посвященный Сталинградской битве. Какие впечатления у вас остались?
— Очень хорошие. Мне очень нравятся такие мероприятия, которые регулярно организует РФС. Например, на 9 Мая в Москве мы ездили в музей, посвященный Великой Отечественной войне. Очень познавательно. Возможно, без сборной я бы и не побывал в таких местах, но в Волгограде посетил музей и рад этому.
«Поездка в сборную помогла отвлечься от чемпионата и пошла на пользу»— В Ростове-на-Дону по-прежнему закрыт аэропорт из-за близости к зоне СВО, но недавно впервые с февраля 2022 года открылся аэропорт в Краснодаре. Насколько это помогло вашей команде с учетом географической близости?
— Мы уже воспользовались открытием краснодарского аэропорта, когда ездили на последний выездной матч с «Оренбургом» (1:0). Впервые летели туда из Краснодара. Это огромный плюс, так как путь сократился примерно на два часа по сравнению с перелетами из Ставрополя, куда мы летаем обычно. Также было удобно перед игрой с «Оренбургом» лететь в Махачкалу на кубковый матч — всего час полета из Краснодара. Думаю, это был самый короткий выезд за всё время моего пребывания в «Ростове» (с лета 2023 года. — «Известия»).
— А как именно сократился выезд?
— Поездка до Ставрополя занимала примерно 5-5,5 часов, теперь же в Краснодар мы доезжаем за 3-3,5 часа. Это значительно облегчает процесс восстановления.
— С чем связаны успехи «Ростова» в последние матчи? Сезон начался неудачно, но вы не проигрываете в последних шести играх чемпионата и поднялись с 15-го на 10-е место.
— На самом деле никаких особых изменений не произошло по сравнению с началом сезона. Просто мы стартовали с выездных матчей против сильных соперников — московского «Динамо» (0:1) и «Зенита» (1:2). Там не удалось добыть очки, хотя могли сыграть хотя бы вничью. После этого наступил эмоциональный спад, было тяжело из-за неудачного старта. Затем в начале сентября мы поехали в сборную, что помогло отвлечься от чемпионата, и после этого пошла череда удачных результатов. Не могу сказать, что что-то изменилось, просто начало приносит больше удачи.
— Несмотря на беспроигрышную серию, у вас был насыщенный календарь: выезд к «Локомотиву» (3:3), домашние матчи с ЦСКА (1:0), «Балтикой» (0:0) и «Краснодаром» (0:0).
— Обычно именно в таком расписании набираешь больше всего очков (улыбается).
— Я правильно включил «Балтику» в список сильных соперников? Или это просто середняк, сопоставимый с «Ростовом», который по эмоциям и везению собрал много очков на старте, а затем опустится ближе к вашему десятому месту?
— «Балтика» — хорошая команда, с которой тяжело играть. А то, опустится ли она ближе к середине таблицы, покажет окончание сезона.
— «Ростов» сможет продолжить беспроигрышную серию и вернуться на уровень прошлых сезонов — стабильное место в середине таблицы или борьба за медали?
— Хотелось бы. Мы планируем именно так. Получится ли — не знаю, но приложим все усилия.