Увеличение государственного долга представляет собой риск вытеснения частных инвестиций государственным сектором, что может привести к снижению кредитных рейтингов и необходимости новых реструктуризаций долговых обязательств. Такое мнение 8 октября выразил «Известиям» предприниматель и управляющий фондом, а также основатель финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев.
«Глобальный долг действительно достигает исторических рекордов: согласно данным МВФ, совокупный государственный долг превысил $100 трлн, приближаясь к 93% мирового ВВП. Суть проблемы в том, что из-за повышения процентных ставок по сравнению с допандемическим периодом увеличиваются расходы на обслуживание долга. Для стран с развитой экономикой это приводит к сокращению «фискального пространства», тогда как для развивающихся нарастает риск долговых кризисов и усиленной зависимости банков от суверенных заимствований. В этих условиях усиливается угроза вытеснения частных инвестиций государственным сектором, а также возрастает риск понижения рейтингов и новых долговых реструктуризаций», — пояснил эксперт.
Как отметил Астафьев, Международный валютный фонд акцентирует внимание на необходимости долгосрочной бюджетной корректировки. Он подчеркнул, что государствам важнее не столько увеличивать расходы, сколько оптимизировать их распределение с акцентом на развитие инфраструктуры, образования и здравоохранения.
«На практике это потребует более жесткой налоговой политики, расширения внутренних рынков заимствований и усиленного контроля расходов. Главный вызов для мировой экономики — продолжительный период невысоких темпов роста на фоне рекордного государственного долга; основное решение для стабилизации — предсказуемая фискальная политика и повышение эффективности использования бюджетных средств», — подытожил экономист.
В тот же день глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева заявила, что глобальный государственный долг превысит объем всей мировой экономики в 2029 году. Она также отметила, что рост спроса на золото является тревожным сигналом, указывающим на возможные испытания на устойчивость мировой экономики. Кроме того, Георгиева отметила, что последствия импортных пошлин США для глобальной экономики еще не проявились.