Прошло два года с момента начала нападения боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года, и Израиль продолжает вести военные действия на различных направлениях. Однако последствия этой войны ощущаются не только на поле боя, но и в экономике страны. Экономическая ситуация ухудшается: государственный дефицит увеличивается, инвестиционные потоки снижаются, туризм падает, а ежедневные оборонные расходы исчисляются сотнями миллионов долларов. За первые 12 дней боевых действий против Ирана Израиль мог утратить треть своего оборонного бюджета. По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», конфликты последнего двухлетия существенно ослабили экономику страны.
Экономические убытки ИзраиляВойна за прошедшие два года замедлила рост ВВП Израиля и значительно увеличила государственный дефицит. Международные рейтинговые агентства несколько раз снизили кредитный рейтинг страны, начиная с октября 2023 года. С усилением военных операций ситуация ухудшается. Например, бюджет Израиля на 2025 год, утвержденный всего за три месяца до начала операции, уже фиксирует перерасход на $6 млрд.
Министерство финансов признает, что традиционный способ покрытия расходов за счет увеличения дефицита становится опасным. Министр финансов Бецалель Смотрич предлагает искать средства внутри бюджета путем сокращения количества министерств, уменьшения коалиционных фондов и пересмотра социальных выплат. Рассматривается также вариант прекращения финансирования учебных заведений, не преподающих базовые дисциплины.
Согласно расчетам министерства финансов, к концу 2024 года военные расходы составят около $31 млрд, а к концу 2025 года могут увеличиться до $70 млрд.
Профессор Ходр Заарур из Университета штата Северная Каролина, специалист по международным отношениям, рассказал «Известиям», что военные конфликты последних лет сильно ударили по экономике Израиля. Эксперт отметил, что ежедневные расходы на работу оборонных систем варьируются от $10 млн до $200 млн. Стоимость запуска одной ракеты системы ПРО «Праща Давида», созданной совместно с США, достигает около $700 тыс., а перехват с помощью «Стрелы-3» — примерно $4 млн. При этом содержание боевой авиации обходится десятками миллионов долларов в сутки: один час полета истребителя F-35 стоит около $10 тыс., не включая топливо и боеприпасы.
Ви Эйкштейн, руководитель Института экономической политики имени Аарона при Университете Райхман в Израиле, указал, что ежедневные военные затраты Израиля в конфликте с Ираном значительно превысили расходы на операции в Газе или на борьбу с «Хезболлой». Это связано с масштабом применяемых оборонных и наступательных вооружений. По его словам: «Самая крупная отдельная статья расходов связана с ракетами, необходимыми для перехвата иранских снарядов, — от $10 млн до $200 млн в день».
Только в первые двое суток конфликта с Ираном прямые затраты на боеприпасы, авиационные вылеты и мобилизацию резервистов составили примерно $1,6 млрд. При этом налоговые службы получили 2,4 тысячи заявлений на компенсации за ущерб от обстрелов.
По оценкам Томера Фадлона, исследователя Института национальной безопасности Израиля (INSS), общие затраты могли достигать $12 млрд, что приблизительно равно трети всего оборонного бюджета страны. Он отметил, что после двух лет значительных дефицитов текущий подход является чрезвычайно рискованным, особенно учитывая, что плановый дефицит на этот год до начала операции составлял 4,9% ВВП, а теперь может достичь 6–7%.
Невидимые убыткиК прямым военным расходам добавляются и косвенные потери. Каждый квартал министерства и муниципалитеты получают на $5 млрд меньше средств, так как часть бюджета перенаправляется в оборонный сектор. Массовая мобилизация резервистов вызывает простой на предприятиях и снижение потребительской активности.
Также страдает гражданская инфраструктура: значительно возросли расходы на экстренные службы, эвакуацию и компенсации пострадавшим.
Отрасль гостеприимства также понесла серьезные потери. С момента начала войны Израиль утратил 18,7 млрд шекелей ($4,9 млрд) доходов от иностранных туристов, сообщили в министерстве туризма. Закрытие аэропортов и угрозы ракетных обстрелов вынудили не только туристов, но и иностранных предпринимателей и инвесторов покинуть страну.
— Раньше летом Израиль принимал множество иностранных студентов и паломников. Сегодня эта деятельность практически прекратилась. Даже авиакомпании American Airlines, Delta Airlines и British Airways прекратили полеты в Израиль. Это серьезный удар по туристической и транспортной индустрии, — отметил «Известиям» Ходр Заарур.
Из-за неопределенности значительно возрос отток капитала. Инвестиции на сумму $10 млрд, запланированные на лето 2025 года, либо отложены, либо перенаправлены в другие страны. Бумажные потери бюджета от задержки этих вложений оцениваются в дополнительные $6 млрд в виде налогов и сборов.
— Доверие инвесторов формируется долгие годы, но может разрушиться всего за несколько месяцев. Для восстановления прежнего уровня уверенности Израилю потребуются десятилетия, — подчеркнул профессор.
Помимо военных и внутренних экономических убытков, на ситуацию влияет дипломатический аспект. Великобритания, Франция и Канада пригрозили Израилю «конкретными действиями» в случае сохранения блокады гуманитарной помощи в Газу. Евросоюз заявил о возможном пересмотре торговых соглашений.
Такие меры могут серьезно повлиять на израильскую экономику: Великобритания занимает 11-е место по объемам экспорта в Израиль и восьмое — по импорту из страны. Заморозка торговых связей может нанести дополнительный урон экономике.
Отвечая на вопрос о последствиях перераспределения бюджетных средств в пользу армии, Ходр Заарур отметил, что это привело к снижению уровня общественных услуг и оттоку населения. По его данным, более миллиона израильтян уже покинули страну, воспользовавшись двойным гражданством.
Израиль оказался в ситуации, когда боевые действия на нескольких фронтах превратились в серьезную финансовую проблему. Многомиллиардные потери, снижение инвестиций, спад туризма и угрозы западных санкций оказывают сильное давление на экономику страны.