В России резко упал спрос на молочную продукцию и ряженку


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Спрос на молочку падает из-за роста цен и отмены господдержки агрохолдингов

Согласно информации «Известий», у россиян значительно упал спрос на молочные продукты. В первые семь месяцев текущего года количество проданного стерилизованного молока уменьшилось на 10,8%, сливочного масла и маргарина — на 10,7%, а ряженки — на 6,6%. Между тем, цены на масло выросли на 34%, а на сметану и молоко — на 22%. Повышение отпускных цен на продукцию связано с ростом расходов производителей и переработчиков. «Известия» проанализировали, какие еще факторы влияют на удорожание молока и чего ждать покупателям.

Причины снижения спроса на молочные продукты

Обзор исследовательской компании Nielsen показал, что в России розничные продажи стерилизованного молока в натуральном выражении за январь–июль 2025 года уменьшились на 10,8% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Nielsen анализировала данные из более 180 розничных сетей, однако абсолютные показатели компания не раскрывает. «Известия» ознакомились с этими материалами. Это наиболее существенное снижение в сегменте молочных продуктов. Кроме того, просел сбыт пастеризованного молока на 0,7% и сливок — на 2,5%, согласно представленным данным.

Снижение реализации наблюдается во всей молочной категории: спрос на сливочное масло и маргарин уменьшился на 10,7%, ряженку — на 6,6%, плавленый сыр — на 6,1%, простоквашу — на 5,8%, кефир — на 4,3%, а сметану — на 3,4%, говорится в исследовании.

Два топ-менеджера крупных торговых сетей отмечают, что падение продаж вызвано резким увеличением цен на молочную продукцию. Эксперт, управляющий партнер консалтинговой компании «Агромиля» Дмитрий Мирончиков подтверждает, что активное уменьшение спроса началось с марта 2025 года. Это напрямую связано с ростом стоимости сырого молока более чем на 25% в 2024 году.

По словам Дмитрия Мирончикова, спрос на молочную продукцию весьма чувствителен к изменениям цен. Это подтверждает и исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Он добавил, что производство 1 кг сливочного масла требует 23 кг сырого молока, средняя оптовая цена которого в июле достигала 41 906 рублей за тонну (+23,1% к прошлому году).

Согласно информации Росстата, в период с января по июль средняя розничная цена сливочного масла поднялась на 34% и составила 1218 рублей за килограмм. Сметана подорожала на 22%, до 355 рублей за килограмм, пастеризованное молоко жирностью 2,5–3,2% выросло в цене на 22%, достигнув 95 рублей за литр, сливки подорожали на 21%, до 373 рублей за литр, а полутвердые, твердые и мягкие сыры — на 19%, до 947 рублей за килограмм.

Топ-менеджер крупной торговой сети отметил, что несколько мелких производителей уже предупредили о повышении цен на их продукцию с 15 сентября на 10–15%, при этом отказался называть конкретные компании.

Представитель Nielsen связывает уменьшение продаж традиционных молочных продуктов, таких как кефир, сметана, ряженка, простокваша и молоко, с ростом популярности «современной молочки» — йогуртов, творога и глазированных сырков. В частности, натуральные продажи гранулированного творога за январь–июль выросли на 13,1%, густых йогуртов и молочных десертов — на 6,5% и 6,9% соответственно.

Основные причины подорожания молочной продукции

Первый заместитель генерального директора УК «Русмолоко» Станислав Фролов подтвердил, что себестоимость производства молока в январе–июле выросла на 6–7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Аналогичный рост затрат зафиксирован на горюче-смазочные материалы, семена и удобрения, о чем сообщил вице-президент по региональному развитию и GR группы компаний «Дамате» Андрей Григоращенко.

Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко отметил, что значительная часть затрат при производстве молока связана с кормами для крупного рогатого скота, цена на которые в результате неблагоприятных погодных условий увеличилась почти в 2 раза. Кроме того, расходы на энергоресурсы, обслуживание оборудования и сопутствующие операционные издержки выросли на 40%. Затраты на медикаменты и ветеринарные препараты увеличились на 13%, а оплата труда — на 7–10%.

По информации «Союзмолока» (объединяющего крупнейших производителей и переработчиков), в январе–июле общий выпуск цельномолочной продукции составил 7,09 млн тонн, что на 0,3% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Производство питьевых сливок упало на 8,5%, достигнув 189,8 тыс. тонн, а сыров и сырных изделий — сократилось на 2,2%, до 602,1 тыс. тонн. В то же время выпуск сливочного масла увеличился на 3,4%, до 201,9 тыс. тонн, однако потребление этого продукта снизилось на 8,8%, до 203,7 тыс. тонн, согласно сведениям союза.

По итогам 2024 года, представитель Минсельхоза рассказал «Известиям», средняя рентабельность отрасли молочного животноводства без учета субсидий превысила 28%, что выше среднего показателя по отрасли.

В первой половине 2025 года производство сырого молока в хозяйствах всех категорий составило 16,9 млн тонн, согласно данным ведомства. Средний надой на одну корову в сельскохозяйственных организациях вырос на 4,5% в годовом сравнении.

Рост сырьевой базы позволяет расширять выпуск переработанных продуктов, отмечает представитель министерства. В частности, в январе–июле объем производства питьевого молока достиг 3,5 млн тонн (+0,9% к прошлому году), йогуртов — 471 тыс. тонн (+0,5%), творога — свыше 285 тыс. тонн (+1,6%), сухого молока и сливок — более 135 тыс. тонн (+13%).

Роль государственных субсидий

Потенциально ухудшить положение производителей молока может отказ крупных агрохолдингов от господдержки. Речь идет о дотациях, которые стимулировали производство. Согласно публикации «Известий», Минсельхоз намерен перераспределить эти средства на другие виды поддержки аграриев, включая финансирование новых инвестиционных проектов и поддержку племенных и генетических центров. С 2026 года право на получение субсидий сохранят только производители из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), самозанятые, участники личных подсобных хозяйств, а также научные и образовательные организации.

«Союзмолоко» выступило против отмены господдержки, направив письмо в Минсельхоз, сообщили четыре топ-менеджера крупных молочных компаний. В самом союзе от комментариев отказались, а глава организации Артем Белов не ответил на запрос «Известий».

Андрей Недужко подчеркнул, что субсидия «на литр» является одной из ключевых форм господдержки для крупных производителей. Ее отмена способна повлиять на себестоимость продукции.

— На данный момент не предусмотрено компенсаторных мер для производителей. Крупные игроки, контролирующие почти 20% рынка сырого молока, будут лишены поддержки, что может привести к снижению рентабельности на 15–20%, — объяснил он.

Представитель компании Health & Nutrition (бывшая «Данон Россия») отметил, что отказ от субсидий может повлиять на закупочную стоимость молока, если поставщики постараются компенсировать потери за счет переработчиков. Средняя субсидия на литр товарного молока в России составляла около 0,83 рубля. Дополнительные затраты могут вырасти примерно на 1 рубль на каждый килограмм готовой молочной продукции, добавил представитель переработчика.

Андрей Григоращенко сообщил, что отказ от субсидий приведет к уменьшению оборотных средств у производителей и росту производственных расходов, что заставит молочников чаще прибегать к кредитам. В итоге в себестоимость продукции придется включать и затраты на проценты по займам.

В «ЭкоНиве» понимательно относятся к сокращению господдержки для крупных агрохолдингов на фоне дефицита федерального бюджета, заявил представитель компании «Известиям».

Станислав Богданов, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), отметил, что отказ от субсидий очень чувствителен для рынка. Крупные производители служат ценовым ориентиром для других компаний, и отмена господдержки заставит их повысить цены, что подтянет вверх стоимость продукции у остальных поставщиков.

Самым большой беспокойством для крупных молочных компаний является рост капитальных затрат и стоимости финансирования, который возникает при реализации инвестиционных программ в сырьевом секторе, объяснил Станислав Фролов из «Русмолоко». Он отметил, что при максимальной стоимости стойло-места для субсидирования (627 тыс. рублей) фактические затраты на строительство выросли более чем на 50%.

В конце 2024 года Минсельхоз внес изменения в правила субсидирования льготных кредитов для строительства животноводческих комплексов молочного направления. Размер субсидий банкам по ранее выданным кредитам снизили с 80–100% до 50% ключевой ставки Центробанка на 2025 год.

Представитель «ЭкоНивы» отметил, что в результате расходы компаний на обслуживание таких кредитов в этом году увеличились вдвое. По его словам, важно восстановить поддержку по субсидированию кредитов на строительство молочных ферм на прежнем уровне начиная с 2026 года.