Отсидевший за поставки героина мафиози попался за сбыт марихуаны


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Двойная легализация и новые обвинения: экс-наркоторговец вновь арестован

Родом из Таджикистана Атобек Гулмамадов, который ранее отбывал в России длительный срок за торговлю героином, вновь был задержан по обвинению в обращении запрещенных веществ. Следствие полагает, что он может быть связан с поставками нескольких килограммов марихуаны. Подробности — в материале «Известий».

Смена товара

По информации источника «Известий», в начале декабря был задержан Атолбек Гулмамадов по подозрению в причастности к незаконному обороту около 10 кг марихуаны. Полицейские задержали его в подмосковных Мытищах, после чего он был помещен в СИЗО г. Можайска. Следственные органы пока воздерживаются от комментариев.

Фото: Из материалов уголовного дела Атолбек Гулмамадов

Приметно, что после отбытия наказания за участие в наркогруппировке Гулмамадову удалось остаться в России и пройти процедуру легализации.

Почти суперагент

Ему удалось дважды получить российское гражданство, используя разные фамилии, указанные в двух таджикских паспортах. Второй паспорт на вымышленное имя Гулмамадов оформил в российском посольстве в Душанбе уже после объявления в международный розыск. Эти обстоятельства были установлены следствием, однако меры по аннулированию гражданства и расследованию фактов незаконной легализации беглого преступника не последовали.

Полиции удалось установить, что разыскиваемый использовал документы на имя Тимура Карачаева. Затем наркополицейские выяснили, что в ОАЭ он въехал по поддельному таджикскому паспорту на имя Тимура Боронбекова. В декабре 2012 года Гулмамадов был задержан в Абу-Даби. После переговоров между российскими силовиками и их коллегами из Эмиратов, всего через месяц после задержания в Дубае Гулмамадов был выдан России в начале 2013 года. Cледователи ФСКН (упразднена в 2016 году) считали его ключевым участником наркокартеля, поставлявшего героин в Россию из Афганистана через Таджикистан в промышленных масштабах. На момент ареста на доходы от наркоторговли финансист мафии приобрел четыре квартиры в Петербурге, две — в Таджикистане и одну в ОАЭ, а также автопарк представительских машин: Mercedes Benz E350, Lexus SC 430 и RX 400 H, Infiniti FX 50 и Nissan Teana.

Показания Гулмамадова в ходе следствия легли в основу обвинений, предъявленных другим участникам преступного сообщества.

Главные экспортеры героина

По версии следствия, преступное сообщество под руководством Джурабека Боймуродова поставляло героин в Россию из Афганистана в оптовых масштабах. Так, в Казани оперативники изъяли 174 кг наркотика, принадлежащее бандитам; в Санкт-Петербурге — 19 кг, а в Московской области — более 300 кг. В ходе судебного процесса Атобек Гулмамадов был назван одним из ключевых «дистрибьюторов» транснационального картеля и его казначеем, хотя его функции выходили за пределы этих обязанностей.

Материалы дела указывают, что Гулмамадов вошел в первую волну деятельности синдиката, возглавляемого Боймуродовым и «таджикским Пабло Эскобаром» Ибрагимом Сафаровым по прозвищу Боим (2001–2004 гг.). Однако его «карьерный рост», в результате которого он занял руководящие позиции в преступном сообществе, пришелся на второй, более масштабный этап деятельности (2007–2013 гг.).

В 2007–2008 годах на него были возложены вербовка курьеров и организация так называемой «логистики последней мили» — прием, фасовка и подготовка к сбыту крупных партий наркотиков в Санкт-Петербурге. Он лично устраивал конспиративные квартиры, что говорит о высокой степени доверия со стороны руководства картеля.

После задержаний и арестов многих соучастников, связанных с Гулмамадовым, его роль изменилась: ему поручили управленческо-консультационные функции. В конце 2008 года он начал курировать структурное подразделение («Фирдавса»), передавая участникам знания о «улучшении» товара — смешивании чистого героина с неактивными компонентами для увеличения массы и прибыли. Это подтверждает признание его экспертного статуса в криминальной среде. А в 2010 году он получил более ответственную задачу — контроль межрегиональной перевозки крупной партии наркотиков из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область.

Решение суда

По приговору 2014 года Гулмамадов получил сравнительно мягкий срок — 5 лет лишения свободы, поскольку, по словам бывшего офицера Следственного департамента МВД, эксперта по международному наркотрафику Сергея Пелиха, он активно сотрудничал со следствием.

— Когда мы требовали экстрадиции Гулмамадова, мы сделали это исключительно по «наркотическим» статьям — этого требовала процедура. В дальнейшем с ним заключили досудебное соглашение, в котором было прописано, что в случае возвращения к преступной деятельности после отбытия наказания ему будут инкриминировали статьи, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, организацией преступного сообщества и контрабандой наркотиков. Иными словами, припомнят прошлые грехи. Это все тянет на пожизненное. Если вина по новым преступлениям будет доказана, следствие обязано добавить к обвинению эти тяжкие составы. Он нарушил данные правосудию обязательства и должен понести наказание, — говорит Пелих.