24 декабря, на следующей неделе, запланировано слушание по заявлению о сокращении тюремного срока предпринимательницы Ольги Миримской, получившей прозвище «королева взяток». Год назад ей назначили 19 лет лишения свободы, но сейчас у осужденной появилась вероятность досрочного выхода, что может создать прецедент для коррупционеров в судебной системе. Подробности дела изложил корреспондент «Известий» Михаил Емелин.
Год назад суд признал предпринимательницу виновной и приговорил к 19 годам заключения. По версии следствия, она совершила тяжкие коррупционные правонарушения — дала взятку следователю и пыталась подкупить судей. Изначально Миримская отбывала наказание в колонии в Ивановской области, однако месяц назад сотрудники службы исполнения наказаний неожиданно этапировали ее в другое исправительное учреждение.
«Если бы заключенная ходатайствовала о переводе в колонию поближе к дому, то ее, по логике, должны были перевести в исправительное учреждение в Можайске. От коттеджа Миримской до него всего 80 км. Но сотрудники ФСИН почему-то этапировали осужденную в женскую колонию в Калужской области. По странному совпадению именно там находятся предприятия семьи бизнесвумен», — отметил Емелин.
«Русский продукт» – одна из системообразующих компаний Калужской области, основной и самый прибыльный актив Миримских. В прошлом году выручка предприятия составила около 4 млрд рублей. Помимо прочего, семья владеет дорогими иномарками, земельными участками и домами. По крайней мере в рамках уголовного дела суд арестовал почти полсотни объектов имущества, с которыми Миримская, судя по всему, прощаться не хочет. Защита осужденной неоднократно пыталась оспорить приговор, однако апелляция оставила его без изменений.
Даже спустя год после начала отбывания наказания Миримская не смирилась с ситуацией. Она привлекла опытную команду адвокатов, которые намерены через суд добиваться рассрочки по назначенному штрафу.
Слушание по делу Миримской намечено на 24 декабря. Суд во Втором кассационном суде рассмотрит кассационное представление прокуратуры о смягчении наказания в канун Нового года. Защита утверждает, что при вынесении приговора суд не учел материнские чувства Миримской. По их версии, она давала взятку следователю, чтобы наказать тех, кто, по ее словам, похитил дочь. Однако этот мотив не отменяет сам факт преступления: ребенок фигурирует лишь в одном из четырех эпизодов уголовного дела.
«Если мы рассматриваем вопрос освобождения от дальнейшего отбывания наказания или замены неотбытой части наказания на более мягкое наказание, то есть четкие критерии. Материнских чувств там нет от слова совсем. Каждая сидящая женщина может сказать, что у нее есть материнские чувства» — заявил профессор, доктор юридических наук Людмила Айвар.
Дело Миримской угрожает стать судебным прецедентом. Эксперты предупреждают, что в случае успешного смягчения наказания другие осужденные по коррупционным эпизодам могут воспользоваться аналогичной схемой и добиться значительного смягчения своей ответственности.
«Ты осознала? Ну да. Я была не права. Давала взятки четыре раза, чтобы подкупить судей. Материнские чувства? Ну ладно. Свободна, воспитывай своего ребенка. Мы открываем ящик Пандоры. Любой адвокат или сиделец будет ссылаться на это дело и прикладывать его как сложившуюся судебную практику», — подчеркнула Айвар.
О задержании Миримской стало известно в декабре 2021 года. Ей были предъявлены обвинения по ч. 5 ст. 291 УК РФ («Дача взятки»). На заседании 14 октября 2024 года прокурор просил суд назначить Миримской наказание в виде 20 лет лишения свободы со штрафом в 500 млн рублей.
В декабре 2024 года Миримская обжаловала присужденные ей 19 лет. В тот же день Измайловский суд Москвы назначил ей наказание в виде 19 лет колонии общего режима и обязал выплатить штраф в 400 млн рублей. Свою вину она не признала.