Поедание собственного потомства, или филиальный каннибализм, встречается повсеместно в животном мире. Такое явление регистрировали у рыб, насекомых, паукообразных, грызунов и даже у домашних животных. Об этом 12 декабря сообщил журнал Popular Science.
«В целом, каннибализм по отношению к потомству чрезвычайно распространен. Это инструмент, который есть в арсенале многих видов», — заявил поведенческий эколог из Шведского университета сельскохозяйственных наук Аниш Босе.
Сообщается, что случаи поедания собственных детенышей описаны у самых разных животных и выявлены более чем у 1,5 тыс. видов, склонных к каннибализму. При этом уточняется: этот механизм нередко сосуществует с заботой о потомстве — многие виды одновременно и поедают часть потомства, и охраняют или воспитывают остальных. На первый взгляд такие действия выглядят жестокими и нелогичными, но с точки зрения эволюции они часто повышают шансы на выживание и последующее размножение.
Животные с медленным воспроизводством, например слоны или киты, почти не практикуют каннибализм, поскольку у них обычно рождается один детеныш, и в него вкладывают большие ресурсы. По словам Босе, маловероятно, что такое поведение проявится у вида, который заботится лишь об одном детенышe и расходует на него много энергии.
Гораздо более типичен филиальный каннибализм для видов с быстрым репродуктивным циклом и многочисленными выводками. У таких видов нередко наблюдается частичный каннибализм, когда съедается лишь небольшая часть потомства. В этих обстоятельствах судьба каждого отдельного детеныша менее критична для общего репродуктивного результата.
По публикации, частичный каннибализм — это жертва некоторых особей ради выживания большинства. Он распространен у рыб, насекомых и пауков, у которых в кладке могут быть сотни или тысячи детенышей. Порой родители съедают часть отпрысков при дефиците корма, иногда — чтобы оставшимся хватило ресурсов. Исследование жуков-мертвоедов показало: при нехватке пищи они уничтожают часть личинок, что повышает шансы на выживание остальных.
У млекопитающих, в том числе у кошек, собак и свиней, чаще фиксируют поедание мертворожденных или слабых детенышей с невысокой вероятностью выживания. Это может служить способом вернуть затраченную на беременность и роды энергию. Среди иных причин упоминают снижение скученности, выравнивание полового соотношения в выводке и влияние паразитов.
По сведениям статьи, иногда каннибализм проистекает из генетических конфликтов. У некоторых рыб самцы способны различать, принадлежат ли икринки им. Если в кладке есть потомство другого самца, такой самец может съесть больше икры. Босе отметил, что это противоречит интересам самки, так как она генетически связана со всем потомством и заинтересована в его сохранении. У таких видов самки часто охраняют кладку, ограничивая доступ к икре особей противоположного пола.
«Полный каннибализм расплода, как правило, возникает в ситуациях, когда размер расплода может резко меняться от одной попытки размножения к другой. И если в одной из попыток размножения расплод оказывается небольшим или меньше, чем ожидалось, то могут возникнуть случаи, когда родительское потомство съедает всех особей, чтобы начать всё заново и попытаться получить новый, более крупный и ценный расплод как можно скорее», — подчеркнул Босе.
Такое поведение отмечается у мелких млекопитающих, включая грызунов и кроликов. По исследованию, стресс является фактором возникновения полного каннибализма: в опасной среде и при низкой вероятности выживания потомства уничтожение всего выводка повышает шансы самки пережить и размножиться вновь в более безопасных условиях.
Большинство исследований филиального каннибализма сосредоточено на рыбах и грызунах. Ученые констатируют, что пока остается множество вопросов, в том числе как это поведение эволюционирует и как оно формируется в ходе жизни отдельной особи. По словам Босе, исследователи только начинают понимать распространенность этого явления и число факторов, на него влияющих.
Журнал Science X 12 декабря сообщил о гибели редких тапанулийских орангутанов после наводнения в Индонезии. Отмечалось, что защитники природы нашли одного мертвого примата, предположительно относящегося к этому семейству. По словам исследователей, стихия нанесла катастрофический урон среде обитания и перспективам выживания вида.