Банк России обратился в московский Арбитражный суд с требованием взыскать убытки с бельгийского депозитария Euroclear, в котором находятся замороженные активы регулятора на сумму €180 млрд. Одновременно Центробанк рассматривает вариант передачи спора на рассмотрение международных инстанций с последующей попыткой добиться признания и исполнения их решений в странах ООН. Почему регулятор выбрал такой путь — в материале «Известий».
Причины иска• Банк России заявил о подаче иска в Арбитражный суд Москвы против бельгийского депозитария Euroclear, где находятся заблокированные российские активы. Центробанк требует компенсации убытков, возникших в результате заморозки его средств Евросоюзом и обсуждаемых механизмов применения таких средств без согласия России.
• Суммарный ущерб включает объем замороженных активов, стоимость блокированных ценных бумаг и недополученную прибыль. Точных данных по этой величине нет, но эксперты оценивали ее примерно в 15 трлн рублей.
• Параллельно Центробанк изучает возможность переноса спора в международные юрисдикции, чтобы затем добиваться признания и исполнения решений этих органов в государствах — членах ООН. Основанием для претензий регулятор называет намерение Еврокомиссии сохранить блокировку средств ЦБ и предоставить возможность применять активы Банка России в интересах третьих лиц.
• Также в Центробанке предупредили, что Россия вправе без предварительных уведомлений использовать весь комплект доступных юридических средств для отстаивания своих интересов. Регулятор намерен обжаловать любые шаги Еврокомиссии, которые могут привести к применению активов РФ без ее согласия.
• Момент подачи иска связан с активизацией попыток европейских лидеров получить доступ к российским средствам. Средства формально остаются собственностью России, однако теперь они заморожены и недоступны для распоряжения. Главное назначение этого иска — предупредить европейские страны о последствиях незаконного использования активов РФ.
• Подача иска также наносит Euroclear репутационный урон и демонстрирует, что действия депозитария могут быть подвергнуты судебной проверке. Это важно для нынешних и потенциальных клиентов. Кроме того, судебная тяжба может снизить уровень доверия инвесторов к еврозоне.
К чему может привести дело• Процесс между Банком России и Euroclear в российском арбитраже может растянуться надолго. При этом вероятность вынесения решения в пользу регулятора оценивается как достаточно высокая.
• Россия может попытаться получить возмещение через свои суды, требуя компенсировать ущерб у европейских организаций, а также имеет возможность взыскивать или списывать их имущество на территории РФ, включая значительные суммы на счетах типа «С». При этом Банк России с прошлого года не публикует подробных сведений о текущих объемах таких средств — они изменяются из-за новых поступлений и внутреннего перераспределения.
Справка «Известий»Счета типа «С» — специальные рублевые счета в России для нерезидентов из «недружественных» стран, которые позволяют контролировать движение средств и исполнение обязательств по сделкам. На них зачисляются рубли, а для использования или конвертации в валюту нужно разрешение властей.
Деньги с таких счетов можно тратить по строго определенным правилам, например, платить налоги или покупать российские ценные бумаги.
• Вероятные ответные действия ЕС способны затянуть споры вокруг активов. В результате оценить точные масштабы возможного взыскания крайне сложно, поэтому ситуацию приходится анализировать через отдельные сценарии и допущения. В Euroclear уже заявили о готовности защищаться в российских судах по искам, связанным с блокировкой российских активов.
• В России полагают, что планы ЕС в отношении российских активов приведут к слому Бреттон-Вудской системы. Эта финансово-валютная система была создана в 1944 году для восстановления мировой экономики после Второй мировой войны. В ее основе лежал доллар США, привязанный к золоту, а национальные валюты фиксировались к доллару в установленных пределах, при этом центральные банки обязаны были поддерживать паритет.
При написании материала «Известия» учитывали мнения:
- адвоката Адвокатского бюро NSP Глеба Бойко; завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александра Абрамова; кандидата экономических наук, доцент кафедры экономики и управления РГУ СоцТех Инны Литвиненко;доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анны Федюниной.