В Свердловской области возбудили уголовное дело по факту невыплаты заработной платы. Этому предшествовало обращение 200 вахтовиков к председателю СК России Александру Бастрыкину. Они заявили, что оказались заблокированы на месторождении Волковское в Нижнем Тагиле, так как их работодатель ООО «ХК Новолекс» не выплачивает зарплату более двух месяцев и не приобретает билеты на выезд. Между тем знакомые с ситуацией на рынке эксперты заметили, что в этом случае, скорее всего, проблема разрешится, но у многих вахтовиков по всей России проблемы гораздо серьезнее. Подробнее — в материале «Известий».
Какая ситуация на объекте «Новолекса»Работники месторождения Волковское записали видеообращение, в котором заявили, что ООО «ХК Новолекс» уже два месяца не выплачивает аванс и заработную плату. Также не приобретаются билеты на выезд с объекта, не компенсируются затраты за проезд, не выплачиваются суточные на питание работникам. Работники утверждают, что обращались к руководству компании, в том числе к гендиректору Евгению Филиппову, однако обращения игнорируются. Под обращением подписались 200 работников.
По факту невыплаты заработной платы по ст. 145.1 УК РФ уже возбуждено уголовное дело следственными органами СК России по Свердловской области, а о ходе расследования доложат Александру Бастрыкину.
При этом источники, знакомые с ситуацией, рассказали «Известиям», что «Новолекс» продолжает набор персонала на другие объекты. Эта компания работает по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока, и задержки по зарплате — не редкость.
Общественница Наталья Деменко, которая занимается проблемами вахтовых работников, рассказала, что факт невыплаты зарплаты «Новолексом» действительно есть. Она считает, что в этом случае деньги, скорее всего, скоро выплатят. При этом она подтвердила проблемы и на других объектах «Новолекса», которые тем не менее разрешались: зарплату выплатили в Калининградской области, задержку на объекте в Диксоне также устранили.
В Федеральной службе по труду и занятости сообщили, что в октябре обращение работников «Новолекса» поступало в государственную инспекцию труда с объекта в Новосибирской области. Тогда речь шла о задолженности в размере почти 88 млн рублей перед 774 работниками. Ее погасили полностью. Однако проведенная гострудинспекцией проверка в ноябре 2025 года показала наличие задолженности в размере 246 млн рублей за сентябрь–октябрь 2025 года перед 1779 работниками.
— ООО ХК «Новолекс» представила в гострудинспекцию региона информацию, подтверждающую выплату задолженности по заработной плате работникам на общую сумму более 100 млн рублей. Для полного устранения нарушений ООО «ХК Новолекс» установлен срок до 26 декабря, — рассказали «Известиям» в Роструде.
На месторождении Волковское Свердловской области имеющаяся задержка зарплаты перед 200 работниками также подтверждена: за октябрь — 69,5 млн рублей и за первую половину ноября — 15,7 млн рублей. Однако, отметили в Роструде, представитель работодателя утверждает, что на сегодняшний день долги погашены. Ситуация остается на контроле ведомства до официального подтверждения сведений о погашении задолженности.
«Известия» направили запрос в компанию «Новолекс».
Проблемы у вахтовиков по всей РоссииОднако главные проблемы на рынке — не с этой компанией, подчеркивают эксперты. Прямо сейчас есть большие проблемы с объектом ООО «СКК» («Строительно-сервисная компания»), рассказали «Известиям» работники одного из ее объектов в Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ).
— Задержка заработной платы — с сентября, а по другим объектам компании — с июля. Говорят, что нет денег, но ничего конкретного не обещают, — рассказала нам супруга одного из работников, который сейчас находится на вахте. — Нет условий, плохое питание, выходных тоже нет, но при этом люди сидят без денег.
По ее словам, работники уже обратились в прокуратуру и Следственный комитет.
В СМИ в этом году попадали истории вахтовиков в Красноярском крае, на Чукотке, в Приморье и других регионах. Так, в июне на задержку зарплаты жаловались 300 вахтовиков на месторождении Таналау на севере Красноярского края. Они тоже не могли выехать с севера домой.
В октябре в Telegram-канале «Вахта LIFE» появилась история работников на Приморской ГРЭС, которым обещали 4,5–8,5 тыс. рублей за смену с бесплатным проживанием и питанием. Однако вместо обещанных денег от подрядчика удалось получить лишь 30 тыс. рублей в качестве аванса. В итоге многим пришлось брать кредиты, чтобы просто попасть домой.
— Ситуация в вахтовой сфере очень тяжелая, — сказала Наталья Деменко. — В Нижний Тагил хотя бы ходят поезда и автобусы. А вот в Билибино, где были проблемы весной, люди находились месяц там, откуда выбраться самостоятельно невозможно.
По ее словам, компании, которые не выплатили зарплаты, часто просто меняют юрлица и набирают новых людей на объект, оставив прежних сотрудников без выплат.
Длительно не выплачивают зарплаты, продолжает Наталья Деменко, компания «СМТ» в Екатеринбурге, «Гарантстрой» в Тольятти — там уже по два года люди добиваются своих денег. Очень мало надежд на выплаты от разных компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калуги, Грозного, Нижнего Новгорода, Магадана... Всего в работе только у нее жалобы на задержку зарплат от работников 34 фирм, и это далеко не все проблемные объекты. В каждом из случаев речь идет как минимум о 10 работниках, но чаще — о гораздо большем числе.
Источник на рынке рассказывает, что есть и другие, благополучные истории: отличные вахтовые городки, которые организует непосредственно заказчик. Но проблема в том, что очень многими объектами занимаются подрядчики и субподрядчики. А понять, на чей объект на самом деле устраивается работник, часто очень сложно.
— Обращаешься с претензией к заказчику, а он отвечает, что деньги на все объекты в России переводит вовремя. Просто где-то на уровне очередного подрядчика-субподрядчика деньги теряются, — подтверждает Наталья Деменко.
Генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерина Агаева отмечает, что в последние месяцы 2025 года россияне на 60% чаще жаловались на задержку зарплаты, чем годом ранее. По данным Росстата, на конец октября 2025 года просроченная задолженность по зарплате составила 2,156 млрд рублей. Годом ранее эта сумма составляла 729 млн рублей.
— 46% должников — это компании из сферы добычи полезных ископаемых и производства. Именно там чаще всего работают вахтовики, — сообщила «Известиям» Екатерина Агаева.
Как обманывают вахтовиковРуководитель отдела по подбору контрактного персонала сервисно-рекрутинговой компании Fersol Андрей Токранов среди «хитростей», к которым прибегают подрядчики в отношении работников, называет оформление не вахты, а командировки (в этом случае работодатель снимает с себя часть обязательств), выплату отпускных по фиксированной схеме, обещание одного уровня зарплаты при фактической выплате другого.
— Часто в договоре стоит минимальная ставка, и именно ее потом и платят, а премии могут не выплачивать вовсе, — рассказал он.
Источник на рынке рассказывает, что очень часто работникам не дают прочитать трудовой договор до того, как они приедут на место. Люди едут на авось, и их вынуждают заключать договор гражданско-правового характера (ГПХ), который снимает множество обязательств с работодателя.
В Роструде подтверждают: трудовые права вахтовиков прописаны в главе 47 Трудового кодекса РФ. И заключение договора гражданско-правового характера с работниками, которые выполняют функции на предприятии на постоянной основе, — это подмена трудовых отношений и нарушение прав сотрудников.
— Но в суды по таким случаям идут единицы, при этом снова устраиваются по той же схеме — очень низкий уровень осведомленности у работников на рынке, — говорит источник «Известий».
Как добиваться выплат— В случае если трудовые права работника нарушены, он вправе подать на работодателя жалобу. Для подачи жалобы можно воспользоваться сервисом «Сообщить о проблеме» на портале Онлайнинспекция.рф или обратиться в государственную инспекцию труда в своем регионе. За защитой своих прав помимо обращения в ГИТ работник вправе обратиться также в прокуратуру и в суд, — рассказали в Роструде.
Екатерина Агаева поясняет, что важно зафиксировать невыплату зарплаты, собрав любые доказательства: переписку с руководством, расчетные листы, подписи коллег, оказавшихся в такой ситуации. После этого уже следует обращаться в Роструд, отделение государственной инспекции труда, прокуратуру или Следственный комитет.
— Универсального ответа на вопрос, стоит ли уезжать домой или добиваться выплаты на месте, нет, — сказала она. — Всё зависит от ситуации. Но точно не рекомендуется уезжать с вахты, если работодатель удерживает ваши личные документы, если при проверке нужно ваше личное присутствие и при массовом протесте коллектива. Кроме того, работодатель может заявить, что вы своевольно покинули место работы.
Андрей Токранов, напротив, считает, что если уже пройдены «все возможные кабинеты» на месте, то нет смысла оставаться на объекте. Лучше уехать домой и продолжать добиваться выплаты через трудовую инспекцию, горячие линии компаний, прокуратуру и суд. Главное — не молчать.
Екатерина Агаева призывает не затягивать подачу жалобы. Всегда есть риск, что работодатель успеет заявить о банкротстве — и тогда деньги получить уже не получится.
Наталья Деменко подчеркивает, что решать проблему надо на федеральном уровне: остановить «бесконтрольную передачу подрядов», исключить звено рекрутеров и агентов, которые обманом заманивают людей на объекты. А еще важно обсуждение ситуации всеми сторонами: Минстроем, Минтрудом, прокуратурой, Следственным комитетом. Пока этого диалога нет.
Она подчеркивает, что проблема касается очень большого количества людей — вахтовики работают не только на Севере, но уже и в центральных регионах России. Екатерина Агаева оценивает их число примерно в 1,7 млн человек — это больше, чем педагогов в школах. При этом отследить точное количество очень сложно — кто-то работает по гражданско-правовым договорам, кто-то — неофициально.
— За последний месяц компании опубликовали 85,2 тыс. предложений о работе вахтовым методом, — сказала она. — Число активных вакансий не говорит о реальном количестве занятых на вахте, но подтверждает высокий спрос на кадры.